Самое-то для любителей щупалец и тёмных делишек! Обзор Age of Wonders 4: Eldritch Realms

Самое-то для любителей щупалец и тёмных делишек! Обзор Age of Wonders 4: Eldritch Realms

Age of Wonders 4: Eldritch Realms — вышедшее в мае дополнение к пошаговой стратегии Age of Wonders 4. Дополнение не только расширяет механики основной игры, но при этом предоставляет игроку новые. А также позволяет поиграться с тентаклями — в боевом смысле слова! Спустя год после релиза мы решили проверить не только дополнение, но и как развилась Age of Wonders 4!

Что произошло за год с релиза

По сути своей Age of Wonders 4 (AoW) является фентезийным конструктором. Разработчики из Triumph Studios взяли оболочку рас из предыдущих игр серии, и предоставили её на реализацию воображения игроков. По желанию левой пятки можно выбрать внешность, мировоззрение и жизненный стиль любой расы — и начать за них покорять фэнтезийный мир, а также подчинять своей воле живущие в нём народы. 

Дополнения к AoW 4 предоставляют доступ к новым расам и игровым механикам. Реальность же такова, что в них нет новинки для прожжённых фанатов серии — большинство элементов из дополнений можно найти в предыдущих играх. А вот об их исполнении поговорим подробнее.

За год развития игры вышло сразу несколько дополнений, поэтому прежде чем перейти к главному блюду, посмотрим и на них. 

Age of Wonders 4: Dragon Dawn

Дополнение добавляет драконов различных расцветок. По сути это эпичные шланги, которые дышат на врагов разными элементами. Солидное здоровье и урон делают их неприятными противниками, но в предыдущих частях их выделяла способность «полёт». Юнитов с такой способностью способны атаковать только стрелки, другие летающие юниты, и пехота, но в качестве контратаки. Это делало сражение с драконами интереснее, и заставляло с умом подбирать состав армии.

Дополнение возвращает ящеролюдов. В AoW 1 это была раса, которая доминировала на картах с большим количеством воды – благодаря умению юнитов плавать. В AoW 2 они все утонули, и их заменили на драконидов – раса, в которую превратились драконы ради истребления людей. 

В Dragon Dawn ящеролюды вернулись из других миров в нескольких разновидностях, новыми юнитами, новыми заклинаниями и с уникальной сюжетной линией — желающие поностальгировать смогут насладиться ящерами и драконами за 559 рублей или урвать его по скидке на распродажах. Но стоит учитывать, что ящеры в AoW 4 не обладают умением «Плавание», выделяющей расу фишкой.

Age of Wonders 4: Empires & Ashes

Дополнение позволяет ощутить себя в шкуре корсара — они отдают предпочтение технологиям, набегам, и используют в бою огнестрельное оружие. По сути это повторение технократов из третьей части — они оперировали различными технологиями, использовали инженеров и огнестрельное оружие в сражениях. Дополнение предлагает вернуть класс героя, новые вид победы на карте, два сюжетных задания, артефакт и данж, заклинания и юниты за 1099 рублей — выглядит дороговато!  

Eldritch Realms — главное блюдо 

Наконец можно поговорить и про дополнение, которое выглядит и ощущается оригинально. Оно позволяет увидеть во всей своей мерзостной красе теневых демонов. В AoW: Shadow Magic они представляли собой насекомоподобную расу — с частицей лавкрафтовщины. В Age of Wonders 4 это, по сути, Ктулху с культистами.

Дополнение позволяет создать себе хтонического героя, который сводит врагов с ума; контролирует разум смертных; распространяет порчу, и усиливает свои кошмарные войска. Основной особенностью войск является способность «пожиратель проклятий». По сути она обменивает наложенные на юнита негативные эффекты для здоровья — отличный «подарок» для игроков, которые делают ставку на проклятия во время прохождения.

Наконец вернулось адекватное мировоззрение. Слуги Ктулху относятся к истинному злу, в то время как их идейные противники — истинному добру. Можно, конечно, творить добро и справедливость за чисто злую фракцию, но это уже на совести игрока. Также культисты обзаводятся мутациями в виде щупалец, а один из новых томов магии позволяет использовать щупальца для защиты и атаки.

Новым ресурсом культистов являются рабы. Они нужны для принесения в жертву — ради удовлетворения потребностей вашего тирана. В диалоговом окне открывается реплика на ктувийском (язык лавкрафтовских культистов), которая позволяет контролировать разум смертных. 

Штурм укреплений космических ужасов может быть той ещё головной болью. Защитными сооружениями у служителей Ктулху являются парящие прыщи, которые раз в два хода порождают слабых бойцов. Стоит ли говорить, как могут раздражать бесплатные вражеские войска?

Были добавлены две новые расы: 

  1. Насекомые: антропоморфные кузнечики. Они хладнокровны, получают бонусы от атаки толпой, а их гул деморализует противников;
  2. Сироны. В AoW 1 это невосприимчивые к магии синие воины, при встрече с которыми хочется плакать от сопутствующих потерь. В AoW: Shadow Magic это угнетенный народ, который поработили теневые демоны. В AoW 4 это ориентированные на магию синие человечки.

В AoW всегда были подземные уровни, которые делали геймплей разнообразнее. Eldritch Realms возвращает портал в мир теневых демонов из AoW: Shadow Magic, назвав его «Пучина мрака». Теперь это не дно океана, а обитель кошмаров и тентаклей. Как и в оригинале – войска игрока здесь попадают под действие негативных эффектов. Но с потусторонним измерением связаны две серьёзные проблемы:

  1. Сложность пучины велика. К тому моменту как появится возможность её зачистить – награда за зачистку перестаёт быть такой уж привлекательной;
  2. В игре есть различные логова, которые, со временем, начинают производить агрессивных монстров. Пучина становится ещё одним таким логовом, которое производит предпочитающих атаковать игрока монстров. Этот дополнительный источник проблем делает прохождение более раздражающим — хотелось бы, чтобы монстры обращали внимание и на других участников карты. 

В дополнение входит кампания, которая всего за две миссии предлагает разобраться с угрозой мирового масштаба. В первой миссии нужно помочь пленникам выбраться из владений теневых демонов. Для этого нужно разобраться с тюремщиками, и найти портал на свободу. 

Во второй миссии нужно остановить ритуал служительницы Уррата, который приближает конец всех миров. Чтобы замедлить ритуал, нужно уныло уничтожать нейтральных юнитов на карте. В этом благом деле к игроку присоединяются союзники. Но игра не догадалась сделать с ними общую границу и обзор, что приходится делать самостоятельно через дипломатию. Забавно то, что миссию можно проходить за слугу Уррата, и помогать поборникам добра остановить Уррата!

В качестве союзников выступают герои из прошлых частей. Учитывая краткость кампании – общение с ними сводится к «Помните меня, фанаты классики? Давайте остановим вселенское зло!». Особенно печально наблюдать за судьбой Мерлина. Это ключевой персонаж для серии AoW, но в миссии он появляется покрытый тентаклями, и говорит «Я теперь злой. Попробуй остановить меня». Это разбивает фанатское сердечко — не такой судьбы мы желали ему!

С прохождением второй миссии связана очень серьёзная проблема, с которой пришлось столкнуться во время написания обзора. При попытке загрузиться игра вылетает в главное меню, а все сделанные сохранения становятся бесполезными. Причиной этому, если верить системному сообщению, является отсутствие остальных дополнений. Но излечить её ничего не помогло — эта ошибка повторяется! В результате кампанию приходится проходить без загрузок, как в старину. А учитывая возможные вылеты – всегда остаётся шанс потерять несколько часов прогресса и это может сильно смазать впечатления.

Diagnosis

Стоит отметить, что сама идея «собери себе фентезийную расу» интересно, и неплохо реализована. За год Age of Wonders 4 обросла механиками и новым контентом, который сделал игру лучше. В дополнении Eldritch Realms и вовсе можно принять сторону плохишей, чтобы весело кошмарить разумы смертных. Было бы хорошо, если бы подобные механики реализовали глубже и раскрыли сильнее в отдельном проекте, но о таком остаётся только мечтать. В объятиях Age of Wonders им явно тесно.

Paradox Interactive, кажется, встали на путь Creative Assembly. Как и в случае с серией Total War — основа Age of Wonders уступает в части механик предшественникам, тогда как дополнения возвращают механики и расы из предыдущих игр. Они также добавляют новые вещи, вроде пары сюжетных миссий, книг заклинаний или юнитов, но на мой взгляд — этого недостаточно за ту цену, которую издатель просит. Не говоря уже, что сюжетные кампании не вызывают трепета, а баги могут испортить впечатления от прохождения. 

С обзором Age of Wonders 4 можно ознакомиться здесь.

***

Права на все изображения в материале принадлежат Triumph Studios и Paradox Interactive