Скончался музыкальный руководитель «Ленкома» Сергей Рудницкий

В возрасте 68 лет скончался музыкальный руководитель Театра “Ленком Марка Захарова” Сергей Рудницкий.

Скончался музыкальный руководитель
© Российская Газета

Как сообщает Telegram-канал театра, композитор, аранжировщик, народный артист России в течение 50 лет служил “Ленкому”.

“Яркий музыкант, бессменный участник многих спектаклей, друг и учитель, он навсегда останется в наших сердцах и в истории любимого театра”, – говорится в сообщении “Ленкома”.

Знаменитый музыкант, участвовавший в подготовке и записи первых советских рок-опер 70-х: “Звезда и смерть Хоакина Мурьетты” и “Юнона и Авось”. О, это были славные времена первых экспериментов замечательного режиссера Марка Захарова. Теперь так не рисуют, экономят, боятся выходить за рамки традиций и экономии. А вот Марк Анатольевич, наоборот всегда любил и умел экспериментировать.

Впервые именно в его спектаклях “Тилль”, “Автоград-ХХ” полноправное участие стала принимать и рок-группа “Аракс”. Драматические актеры играли свои роли, а музыканты – свои: исполняли зонги, выдавали инструментальные партии, иногда даже вмешивались репликами в сюжет. И одним из главных аранжировщиков, вдохновителей рокеров из “Аракса” был как раз Сергей Рудницкий.

Изначально он, впервые появившись в Театре Ленком в 19 лет, играл в его спектаклях только на органе, пианино или других клавишных инструментах. Но рокеры – люди не всегда дисциплинированные. Иногда кто-то из “Аракса” опаздывал на сцену, или выпивал в буфете, забыв, что пора уже брать в руки свой инструмент. И Рудницкий – человек по своей природе дружелюбный, выучился играть и на гитаре, других инструментах. И когда кого-то не досчитывался на сцене, играл за него. А то ведь Марк Захаров мог заметить прогульщика и запросто выгнать с работы. Но Сергей Рудницкий всех выручал, выручал… И даже не требовал за это повышенной зарплаты…

А потом его таланты оценил прославленные композиторы 70-80-х – Юрий Антонов, Александр Зацепин. И “Аракс” в свободное время играл уже с ними. А Рудницкий делал им аранжировки. И опять прикрывал коллег по группе, когда они уезжали куда-то играть на “халтуру”. И вытягивал саундтреки к спектаклям “Ленкома”, порой, чуть ли ни в одиночку – с парой-тройкой коллег… Не злясь не на кого и не обижаясь.

“Аракс” меж тем играл все мощнее, исполнял и тяжелый рок, и хиты Uriah Heep, экспериментировал в арт-роке, предвосхитив успех англичан из квартета Azia. Этого группе не простили и в 1982 году “Аракс” со скандалом расформировали. После этого ни в какую филармонию уже не брали, денег не было, и Сергей Рудницкий несколько лет писал разную музыку, в том числе симфоническую, для кино.

Но очень уж он любил театр и семь лет спустя добился права возродить группу при “Ленкоме”. Пусть уже под названием “Транс” и с новым солистом Николаем Парфенюком. И опять делал аранжировки, мирил музыкантов с администрацией театра, уговаривал никого не увольнять за “нарушения режима”…

В общей сложности Сергей Рудницкий отдал Театру “Ленком” полвека своей жизни. Ни у кого из рок-музыкантов не было ничего подобного.

А когда “Аракс” перестал существовать, Рудницкий начал писать уже не для группы, а для спектаклей Марка Захарова: “Шут Балакирев”, “Чайка”, “Варвар и еретик”, “Пер Гюнт” и для относительно совсем недавнего – “День опричника”.

Причем, “Женитьба”, “Шут Балакирев” и “Юнона и Авось” (к которой Рудницкий делал аранжировку) – по-прежнему в репертуаре Театра Марка Захарова “Ленком”, и собирают аншлаги…