Проблема завышенных ожиданий. Обзор мобильной версии боевика Zenless Zone Zero
ZZZ (Zenless Zone Zero) встретили холодно. На фоне прошлых игр HoYoverse оценки новинки ниже, чем у предшественниц. В сети уже пошли разговоры о первом провале китайцев, но действительно ли с игрой все плохо? Возможно, дело в завышенных ожиданиях? Ведь на самом деле ZZZ — это лучшая игра в жанре, где HoYoverse давно представлена, но о котором, почему-то, многие забывают.
Боевая система — это фундамент геймплея Zenless Zone Zero. Основа ее была заложена еще в Honkai Impact 3rd. В HoYoverse также на ее переработали в Genshin Impact, а Kuro Games (недавно выпустившие Wuthering Waves) реализовали в своем проекте Punishing Gray Raven (см. наш обзор). Что интересно, в ZZZ не стали развивать идеи Genshin Impact. Зато видно сходство с PGR, а стартовая пачка героев реализована практически один в один.
Герои и боевая система
В отличие от Genshin Impact, где акцент сделан на взаимодействии стихий, которыми оперируют герои, в Punishing Gray Raven акцент смещен на взаимодействие героев. Элементы этого прослеживались и в Honkai Impact 3rd, хотя и не так явно. В ZZZ эта идея доведена до логического завершения и совершенства. Грамотный подбор героев в отряд сильно влияет на характер боя. Важны не только стихии, которыми обладают персонажи, а ещё и специализация бойца и взаимодействие в отряде.
Расписывать их можно долго, но интересующихся отправим в гайды по персонажам. Здесь приведем лишь один из наиболее ярких примеров. Коляда, глава фракции Белобог (условные «русские» во вселенной игры) и её помощник антропоморфный медведь Бен — идеальное сочетание на поле боя. Их специализации (устрашение и защита) дополняют и усиливают друг друга. В HoYoverse не поленились и создали отдельные анимации ульты для Коляды, когда она сражается в команде с Беном.
Коляда, как боец класса устрашения, позволяет быстро отправлять противников в нокдаун, Бен берет на себя функции защиты, остается подобрать под стиль боя третьего персонажа (мой выбор — боец нападения, чтобы быстро разобрать противника в нокдауне) и бои приобретают яркий и динамичный характер. Если же отряд из трех героев сформирован без понимания того, как работает боевая система ZZZ, то ковырять противников на аренах можно очень долго и тоскливо.
Враги в меру визуально разнообразны, но паттерны поведения рядовых мобов отличаются не сильно. С боссами ситуация другая. Каждый босс — это интересное сражение. В нем важно постараться быстро заполнить шкалу оглушения (за что отвечают бойцы устрашения), чтобы вывести гада из боя хотя бы на время, и постараться быстро снять с него остатки здоровья. Правильно подобранные стихии позволяют пробиваться сквозь защиту, а персонажи поддержки или защиты помогут вам в трудный момент. Игра сама предложит в ключевые моменты боя переключить бойца. Пропустили контратаку и не успели уклониться? Включите бойца защиты. Оглушили врага? Как насчет того, чтобы перейти на бойца нападения?
Понимание боевой системы ZZZ позволяет ураганить на аренах и приносит в сражения мало с чем сравнимый кайф. Ни один мобильный слешер не дает таких эмоций, таких «вкусных» и «сочных» боев, как Zenless Zone Zero. Но с такой боевой системой HoYoverse загнали и себя, и игроков в своеобразную ловушку. Базовую пачку бойцов вы, конечно, получите по мере прохождения первых глав. Кого-то еще раздадут в ходе событий, но остальных нужно выбивать из гача-автомата. Естественно, топовых бойцов S-класса просто так не получить. Приходится крутить рулетку. И если вам не повезло, и, предположим, уже упомянутая Коляда не появилась в вашем ростере героев, то толку от медведя Бена не будет.
Если удача не позволит грамотно собрать отряд, то ZZZ теряет весь свой шарм, а бои вгоняют в уныние. В сюжетной кампании двигателем, толкающим игрока вперед еще может послужить история (о ней чуть позже), но гринд ресурсов под прокачку превратится в кошмар. Хороший отряд «разбирает» врагов в боях за ресурсы секунд за 30 (быстрее, чем проходят аналогичные сражения в Honkai StarRail). При отсутствии подходящих героев, гринд ресурсов будет проходить еще тоскливее, чем в Genshin Impact, с постоянными уклонениями и попытками нанести хоть какой-то урон врагу.
Ресурсов же на прокачку потребуется много. Помимо базовых навыков, необходима прокачка умений, оружия (амплификатор) и дополнений к нему (диски, аналогичны стигматам в Honkai Impact и артефактам в Genshin Impact). Дополнения, в свою очередь, собираются в наборы (сеты), дающие преимущества. Пройдя все стартовые сюжетные главы и занимаясь ежедневным гриндом ресурсов мне так и не удалось полностью прокачать свой отряд героев. А помимо героев прокачивать надо еще и банбу — милого робота-помощника, который сопровождает отряд во всех миссиях. Кстати, банбу тоже имеют разные характеристики и редкость и их также нужно выбивать в гача-автомате.
Миссии, хаб и сюжет
В Honkai Impact 3rd игровая жизнь за пределами арен сражений была не очень интересна, а сами миссии представляли собой забег по коридору от одной арены к другой. В ZZZ разработчики подошли к процессу иначе. Каждая миссия — это еще и головоломка, а карта этой головоломки формируется экранами с различными изображениями. Перемещая своего банбу от экрана к экрану мы прокладываем путь отряду, стараясь не получить негативных эффектов, заглянуть в места, где есть полезные нам предметы с тем, чтобы подойти к бою с финальным боссом во всеоружии.
Вау-эффекта эта игровая механика не вызывает, но в мобильной версии ZZZ она смотрится вполне органично и позволяет переключить внимание с бесконечных сражений, так что они воспринимаются не так однотипно, как в других мобильных слешерах. Кроме того, это позволило разработчикам miHoYo гармонично реализовать режим рогалика (rogue-like). Да и в целом, бродить по экранам интересно, так что режим «исследования» для дополнительных миссий, который не предполагает боев, играется хорошо.
За пределами миссий ZZZ хоть и отличается от прародительницы Honkai Impact 3rd в лучшую сторону, но значительно уступает проработке и размеру локаций даже Honkai StarRail, не говоря уже об открытом мире Genshin Impact. Локаций для изучения в ZZZ немного. Это Шестая улица — хаб и офис видеопроката, откуда мы отправляемся на приключения, центр города и еще ряд локаций размером поменьше. Конечно, побегать и поискать сундуки (которые выглядят в игре как контейнеры доставки) есть где, но особо не развернешься.
Впрочем, разработчики miHoYo пошли на небольшую хитрость. В игре есть суточный цикл. В зависимости от того, в какое время вы окажетесь на исследуемой территории, вам будут открыты различные задания и будут доступны или недоступны некоторые персонажи. Так что «пылесосить» одну и туже локацию приходится по несколько раз. Слабое утешение для тех, кто любит заниматься исследованиями игровых миров, но, в защиту ZZZ, можно сказать, что в других мобильных слешерах и такого нет, разве что в Honkai Impact 3rd part 2.0, но это немного другая история.
Кстати, об истории. Сюжет в ZZZ развивается вымышленном городе Нью-Эриде, который постигло несчастье. В какой-то момент в городе стали образовываться каверны, наполненные эфиром. Эфир оказывает негативное влияние на людей, превращая их через некоторое время в эфириалов — злобных монстров, нападающих на всех. Лишь немногие люди обладают высокой степенью сопротивления воздействию эфира и могут находится сколь-нибудь длительное время в кавернах. Эфир также воздействует на «умную» технику, которая лишается в кавернах своего искусственного интеллекта. Однако каверны стали и благом для Нью-Эрида. Растущие в них эфирные кристаллы стали неиссякаемым источником дешевой энергии для города.
Власти организуют исследование и использование эфира и запрещают обычным гражданам без согласования посещать каверны. Впрочем, это не останавливает авантюрных рейдеров каверн, ведь это сулит потенциально большие прибыли. Перемещение по кавернам опасно. Из-за эфира образуются также пространственные искажения, так что оказавшись внутри аномалии есть риск остаться там навсегда. В этом случае на помощь приходят прокси. Обладая возможностью поддерживать связь со своими банбу из-за пределов каверн, они работают проводниками-сталкерами в аномалиях для рейдеров. Не все прокси благородные рыцари, но наши протагонисты, брат с сестрой — легендарный прокси Фаэтон, заслужили почет и уважение в обществе.
Первые три главы, выпущенные на релизе — лишь завязка для детективной истории, следить за которой было интересно. Сюжет подается в виде комиксов, либо отлично поставленных анимированных сцен. История неглубокая, но прописана хорошо. Есть забавные и трогательные моменты (особенно в финале второй главы), хорошо закрученная интрига. Чуть подкачали диалоги, особенно за пределами основной сюжетной линии. Но если вас не отталкивают сюжеты в которых руководитель многомиллиардной корпорации — девочка-подросток не расстающаяся с реактивной кувалдой, то следить за ним будет в меру увлекательно.
Техническое состояние и стиль
Как всегда для HoYoverse, техническое исполнение проекта находится на высоте. Совсем без багов, конечно, не обошлось, но ошибки, обнаруженные на релизе быстро исправили. В процессе прохождения на смартфоне игра дважды вылетала, что, учитывая относительно долгий процесс загрузки, было неприятно, но каких-либо иных критичных багов не нашлось.
ZZZ отлично выглядит, имеет собственный стиль, который отличается от того, к чему привыкли фанаты HoYoverse. Он более агрессивный, молодежный, но в целом воспринимается свежо и оригинально. Дизайнеры и художники не подкачали. Музыкальное и звуковое оформление тоже выполнено технически достойно, но, пожалуй, ему не хватило оригинальности. От создателей Genshin Impact и Hokai StarRail ждешь большего.
Впрочем, не стоит забывать, что это условно-бесплатная игра. В HoYoverse настолько высоко задрали планку своими предыдущими проектами, что на их фоне ZZZ выглядит беднее. Но количество контента для условно-бесплатной игры в ней огромно — у ZZZ есть аналоги, но нет конкурентов. К примеру, недавно вышедший мобильный слешер Devil May Cry: Peak of Combat кажется просто карликом, в сравнении с Zenless Zone Zero. Китайцы также уже доказали, что умеют развивать свои игры годами, так что многое еще впереди.
Из технических нюансов еще стоит отметить хорошо сделанный литературный перевод на русский язык. Хорошо подобранные идеомы, язык персонажей соответствует их характеру, все сделано грамотно и с любовью к делу. Конечно, хотелось бы получить еще и русскую озвучку такого же качества, но английская (китайская, японская, что вам больше по-вкусу) хороши.
В заключении, как обычно для гача-игр, напомним о том факте, что это механика азартной игры. Каждый раз, когда вы пытаетесь получить вожделенного героя из гача-автомата, вы играете в своеобразную рулетку. Если вы испытываете сложности с контролем над собой в такие моменты, лучше не устанавливать ZZZ и не играть в нее. В противном случае, вы рискуете оставить в игре последние деньги или еще хуже, остаться с долгами. Будьте разумны.
В случае с ZZZ азартные игры с лутбоксами усугубляются еще и тем, что боевая система выстроена на взаимодействии бойцов, и вам для комфортной игры с НУЖНЫ те из них, что дополняют ваш ростер персонажей. Имейте это в виду. Не думаю, что при разработке боевой системы в HoYoverse специально пошли на это, но факт в том, что это может повлиять на ваше желание играть в местном казино.
Diagnosis
Zenless Zone Zero была неоднозначно встречена поклонниками творчество китайской студии. Стартовые оценки были удивительно низкими и ZZZ действительно уступает в некоторых аспектах предыдущим проектам компании. Маленький мир, открытый для исследования, разочарует тех игроков, которые любят путешествовать, наслаждаться красивыми видами и решать головоломки. В ZZZ всё это есть, но в гомеопатических дозах. Эта игра определенно не для игроков-туристов.
Но те, кто любят слешеры с хорошо настроенными боевыми системами найдут в ZZZ отличный продукт. В нем самая свежая и «сочная» боевка, что есть на мобильном игровом рынке сейчас. Она обладает оригинальными чертами и отлично играется. За более чем 50 часов, наигранных в ZZZ, потраченных на прокачку и прохождение всей сюжетной кампании и второстепенных квестов, она ничуть не надоела. Со временем это, возможно, изменится. А помимо классных сражений игра мало чего предлагает. Но сейчас момент насыщения еще не настал.
Pro
- Оригинальная боевая система
- Ураганные сражения, при грамотном подходе к формированию отряда
- Интересные игровые режимы
- Привлекательный стиль и визуал
- Красивые персонажи
- Интересная детективная история
Contra
- Гача-механика и внутриигровое казино
- Боевая система, завязанная на гачу из-за необходимости взаимодействия героев
- Куцая приключенческая составляющая, для тех, кому это важно
* * *
Права на все изображения принадлежат HoYoverse