Кризис «Звёздных Войн»: что привело к падению франшизы и можно ли это исправить

Кризис «Звёздных Войн»: что привело к падению франшизы и можно ли это исправить

В 2012 году Джордж Лукас продал франшизу Star Wars компании Disney за сумму в 4 млрд долларов. С тех пор, далёкая-далёкая галактика находятся в подвешенном состоянии. С какими проблемами столкнулись кино и игры по «Звёздным Войнам», и есть ли у них будущее — рассуждаем в нашем материале.

Приобретя такой актив за столь значимую сумму, компания Disney принялась доить франшизу всеми силами.

За эти 12 лет, в сфере кино свет увидели: 5 полнометражных фильмов; 6 телесериалов — 7-ой выйдет в конце года; 7 анимационных сериалов — один из которых начал выходить до продажи прав на вселенную.

Также, за это время вышло 7 игр: 2 мультиплеерных шутера, мультиплеерный космический симулятор, 2 LEGO-игры и 2 полноценных проекта в жанре Action-Adventure. Это не считая ряда мобильных игр, жанр которых варьируется от RPG до геройского шутера. Ещё один Action-Adventure выйдет в конце августа — речь о Star Wars Outlaws от Ubisoft. 

Книг, комиксов, мюзиклов, аудиоспектаклей и мерчендайза — не счесть сколько, Disney цепко вцепилась во франшизу. 

Было ли среди выше перечисленного хоть что-то хорошее? 

Изображение принадлежит Electronic Arts и DICE

Проблемы кино

Под патронажем Disney, на малых и больших экранах вышло слишком много проектов. При таком объёме выпускаемого контента, появляется проблема нестабильности его качества.

Её наглядно демонстрируют телесериалы. Опираясь на зрительский рейтинг на платформе Rotten Tomatoes: «Мандалорец» получил 78% положительных отзывов; «Книга Боббы Фетта» — 54%; «Оби-Ван Кеноби» — 62%; «Андор» — аж 86%; «Асока» — 72%; «Аколит» — всего 14%. Эти цифры могут со временем меняться, но суть они отображают верно.

С фильмами и анимационными проектами схожая ситуация. Если «Изгой-один» хороший фильм, а «Хан Соло» спорный, то трилогию сиквелов лучше вообще не смотреть — там каждая следующая лента была хуже предыдущей.

Изображение принадлежит Lucasfilm Ltd. и Walt Disney Studios Motion Pictures, Источник: КиноПоиск

Как мы узнали позже, сценарий к сиквелам писался на ходу, что характеризует весь контент Disney по «Звёздным Войнам» —  у студии нет общего видения вселенной. Поэтому сиквелы получились такими, какими получились, а сериалы так сильно прыгают по качеству — кризис идей на лицо.

Со временем, он стал ещё более заметен, и сценаристы придумали High Republic —  «Расцвет республики» — новый виток развития вселенной, рассказывающий о происходящем за 100-200 лет до событий первого эпизода саги.

Но сам «Расцвет республики» оказался мало кому нужным. Книги и комиксы об этой эпохе слабо продаются, а сериал «Аколит» стал самым ненавистным и самым унылым проектом по «Звёздным Войнам» вообще — не стоило отдавать его разработку в лапы неумелых активистов, которые даже основ вселенной не знают и знать не хотят.

Изображение принадлежит Lucasfilm Ltd. и Disney Platform Distribution, Источник: КиноПоиск

«Звёздные Войны» очень однотипная вселенная. Можно придумать разные эпохи и персонажей, но общая стилистика останется плюс-минус неизменной — чтобы фанаты узнавали её и несли свои деньги за мерчендайз и сопутствующие товары. Шутка ли, но это был основной доход для LucasFilm, а теперь стал и для Disney. Но при таком объёме выпускаемого контента зритель рано или поздно устанет от него. Особенно, если качество хромает.

Пусть оригинальные фильмы Джорджа Лукаса выходили с почти 20-летней задержкой по иным причинам, сама пауза сыграла в плюс франшизе, сохранив её атмосферу.

Дабы не повторить путь «Аколита», Disney следует сократить число проектов, лучше продумать общее видение вселенной, поработать над качеством продуктов и разгрузить зрителей, сделав каждый следующий проект особенным, а не паразитирующим на прошлом. Франшизу во многом любят именно за то, что каждая новая трилогия была по-своему новой, хотя и оставляла известные сюжетные тропы.

Фанаты далёкой-далёкой галактики очень требовательны и чувствительны к изменениям — даже некоторые нововведения самого Лукаса в приквелах, вызвали в своё время большие скандалы. Те же мидихлорианы, который являются условной единицей измерения Силы, например. Зато сегодня они уже не кажутся такой проблемой. 

В такой ситуации, отдать предпочтение качеству, а не количеству — лучшее решение.

Изображение принадлежит Lucasfilm Ltd. и Disney+, Источник: КиноПоиск

Проблемы и перспективы игр

С играми дела обстоят иначе. В 2015 и 2017 годах выходит дилогия-переосмысление Star Wars Battlefront. Первая часть была хорошим проектом, но из-за малого объёма контента сильно разочаровала игроков на старте. Вторая исправила многие ошибки первой, но встряла в масштабный скандал с лутбоксами и микротранзакциями, оказавшим большое влияние на всю игровую индустрию — Electronic Arts предлагала механику «плати-чтобы-побеждать», однако не давала никаких гарантий, что заплатив игрок получит улучшения, оружие или героев, которые и помогут ему победить или стать сильнее. 

Но, если верить недавно опубликованному рейтингу десяти самых продаваемых игр по «Звездным войнам» с 1995 года, обе части Battlefront были очень успешны: первая заняла первое место в рейтинге, тогда как вторая — третье.

Изображение принадлежит Electronic Arts и DICE

В 2019 году вышел проект Star Wars Jedi: Fallen Order. Он получил 81 балл от критиков и 7.9 от пользователей в сервисе Metacritic. Игроки оценили сюжет, персонажей, систему боя и исследование в жанре Metroidvania. Проект занял второе место в вышеупомянутом рейтинге и не просто так. Это был свежий взгляд не только на «Звёздные Войны», но и на жанр метроидвании. Respawn Entertainment перенесли его на просторы далёкой-далёкой галактики, придав ему объём, при этом оставили камерность событий. 

Спустя 4 года состоялся выход Star Wars Jedi: Survivor — сиквела Fallen Order. Несмотря на успех оригинала и более высокий балл от критиков, — 85 против 81, — Survivor занял лишь 8 место в рейтинге десяти самых продаваемых игр о далёкой-далёкой галактике, что демонстрирует значительное снижение интереса игроков к истории Кэла Кестиса. 

Частично, виной низких продаж стало печальное техническое состояние на выходе — пройти игру на ПК и консолях было практически невозможно. У одного из авторов портала IXBT Games, Максима Драгана, релизная версия на PlayStation 5 вызвала «зелёный экран смерти», который чуть было не превратил консоль в кирпич. Об этом написано в нашем превью

Также, Survivor пострадал из-за смены курса. В сюжет вписали элементы из эпохи «Расцвета республики» и сделали на них основную ставку в сюжете, разбавив мрачные имперские тона спорными сценарными решениями. Важные сюжетные элементы первой части попросту спустили на тормозах, вроде взаимодействия команды Кэла Кэстиса между собой, чтобы не вредить общему канону. 

Изображение принадлежит Electronic Arts и Respawn Entertainment

За эти годы, крупных и интересных одиночных проектов по «Звёздным Войнам» вышло мало — только дилогия Star Wars Jedi. Если рассмотреть детально всю эту десятку самых продаваемых игр франшизы, то почти вся она состоит либо из мультиплеерных проектов, либо из семейных LEGO-игр. Игроки изголодались по полноценным и разнообразным в игровом плане проектам, коих было в изобилии, например, в нулевые и девяностые. 

Всё потому, что долгое время права на создание игр по франшизе эксклюзивно принадлежали компании Electronic Arts, которая никого не подпускала к лакомому кусочку пирога.

Но в конце 2020 года эти права потеряли эксклюзивный статус — Disney дала возможность всем желающим прийти и попробовать свои силы в создании игр о «Звёздных Войнах». Последовал ряд анонсов от разных студий: Star Wars Eclipse от Quantic Dream — создателей Heavy Rain и Detriot: Become Human об эпохе «Расцвета Республики»; ремейк Star Wars: Knights of the Old Republic от Aspyr Media, что впоследствии передали Saber Interactive — Aspyr не справились, а внутренний срез проекта настолько разочаровал Sony, что та перестала инвестировать продукт и удалила даже трейлеры проекта из своих социальных сетей. Последней тёмной лошадкой, которая всё же близится к релизу, стала Star Wars Outlaws от Ubisoft.

Изображение принадлежит Massive Entertainment и Ubisoft, Источник: starwars.com

К несчастью, Eclipse и ремейк KotOR попали в производственный ад и сейчас неизвестно, выйдут ли они вообще. 

В случае с Outlaws понятно, что проект представляет собой — типичный продукт от Ubisoft. При этом ещё до релиза игра попала в ряд скандалов, вызванных ценовой политикой и спорным качеством будущего проекта из-за багов, которые мелькали в превью-билдах игры. Геймеры, окрылённые яростью из-за роликов в сети, уже ругают Outlaws за плохую стрельбу, сломанный искусственный интеллект, унылые полёты по космосу и даже за текстуру огня, которую сравнивают с таковой в играх поколения PlayStation 3. Каким будет финальное качество продукта Ubisoft — вопрос открытый. 

Зато кроссплатформенная Star Wars Hunters от Zynga — помимо телефонов, игра вышла и на Nintendo Switch, — оказалась неплохой, несмотря на обилие монетизации и смешанные отзывы на Metacritic: критики оценили «Охотников» в 57 баллов из 100, а игроки в 6.4 из 10. Но это, опять же, мультиплеерный мобильный продукт, которыми рынок полнился и раньше. 

Изображение принадлежит Zynga и NaturalMotion

Analysis

Любители франшизы пытаются убидеть Disney, что пусть это и бизнес, но не стоит гоняться за количеством — ведь доверие фанатов ушастая компания теряет с каждым новым релизом фильма или сериала. Как это исправить? Менять главу медиафраншизы, Кэйтлин Кэннеди, и её команду, которая и даёт добро бездарным продуктам, убивающим вселенную «Звёздных Войн». 

Но, увы, Disney не та компания, что пойдёт на такой шаг — это корпорация со своими устоями и виденьем бизнеса. Поэтому, рассчитывать на серьёзные поползновения в эту сторону бессмысленно — «Звёздные Войны» уже стали токсичным брендом, а на ненависти тоже можно зарабатывать деньги. Главное успешно её монетизировать, чем Disney, судя по всему, и занимается. 

Игры следуют тому же курсу. В идеальном мире нам нужно было бы больше одиночных AAA-проектов разных жанров, но у игровых издателей цель такая же, как и у Disney — деньги. Star Wars Jedi: Survivor была плохо принята игроками и не продалась таким же числом копий, что и первая часть серии Jedi. А значит в будущем стоит ждать очередной упор на мобильных, мультиплеерных и сервисных продуктах. Одиночную игру нельзя монетизировать так, как сессионный шутер и с ней больше — даже в Star Wars Outlaws не будет микротранзакций на старте. 

Ближайшее будущее игровых «Звёздных Войн» остаётся туманным и незавидным: две большие одиночные игры пропали из информационного пространства на фоне производственного ада, а третью уже заочно ненавидят из-за сериала «Аколит» и придираются к любому скриншоту или показу игрового процесса. А значит ближайший курс — доить игроков, раз они всё равно ненавидят франшизу. Пусть ненавидят, но хотя бы несут деньги. 

И это обидно, ведь интерес к далёкой-далёкой галактике среди фанатов ничуть не угас — проблема в отношении Disney к своему приёмному детищу. Но для корпорации это просто бизнес, в котором они уже 100 лет и они знают, как делать в нём деньги. 

***

Изображение c обложки создано с помощью Midjourney