Пограничное расстройство… Во всём! Обзор фильма «Бордерлендс»

Пограничное расстройство… Во всём! Обзор фильма «Бордерлендс»

Давным-давно в далекой-далекой Галактике… как только анонсировали очередную экранизацию видеоигры, где-то в Голливуде начинали подыскивать место для её похорон. В последние годы ситуация менялась. Мы увидели несколько удачных примеров, и казалось, что фильм по мотивам популярной франшизы Borderlands с её чёрным юмором, харизматичными персонажами и жестокими сражениями способен обрести успех на больших экранах. Но, увы, не срослось: фильм споткнулся на выходе и разбил себе нос о кассовые сборы. Что пошло не так? Давайте разберёмся.

Сюжет в «Бордерлендс» не блещет оригинальностью, поэтому ограничимся небольшим вступлением. Глава могущественной корпорации Атлас (Эдгар Рамирес) обращается к Лилит (Кейт Бланшетт), охотнице за головами. Он предлагает ей заманчивую, но опасную работу: отправиться на планету Пандора и вернуть пропавшую дочь Тину (Ариана Гринблатт) в объятия любящего отца.

Лилит с помощью болтливого робота Железяки (Джек Блэк) быстро находит Тину. Девочка тусит на Пандоре в компании солдата Роланда (Кевин Харт) и психа Крига (Флориан Мунтяу). Вскоре Лилит понимает, что Атлас использует Тину для поиска древнего инопланетного Хранилища, которое способно даровать ему безграничную власть.

Тем временем на пятки героям наступает «Алое копьё» — частная армия Атласа под командованием командора Нокс (Янина Гаванкар). Объединившись против общей опасности, компания отправляется в приключение, полное опасностей, перестрелок и сомнительных шуток.

Одной из главных тем жарких споров с самого начала стал актёрский состав картины. Многие фанаты сомневались, что Кейт Бланшетт, которой уже далеко за 50, сможет убедительно сыграть молодую и боевую Лилит. Джина Гершон (62 года) и Джейми Ли Кёртис (65 лет) также не казались подходящими для ролей сексуальной Мокси и безумной учёной Патриции Таннис.

Наблюдать за этим «парадом пенсионеров» было бы забавно, вспоминая злополучную историю с флэшкой Рэнди Питчфорда, но даже чрезвычайно опытный актёрский состав не смог залатать все дыры в сценарии.

Несмотря на опыт актёров, химия между персонажами на экране не работает. Их действия часто выглядят неестественно и противоречат характерам героев. Единственный момент, когда на экране происходит нечто, напоминающее попытку раскрыть персонажей и вложить в них мотивацию — это разговор «по душам» между крошкой Тиной и Лилит.

Кейт Бланшетт старается, и её Лилит иногда вызывает искреннюю симпатию. Более того, благодаря некоторым её репликам, вроде «наёмничество — для молодых и глупых», возникает ощущение, что возраст актеров — часть задумки авторов: ироничная насмешка над собой и зрителями, мечтавшими увидеть огневолосую красотку вместо, пусть и талантливой, но слегка устаревшей актрисы.

Только дуэт Кейт Бланшетт и Арианы Гринблатт спасает картину от превращения в бредовый фестиваль бюджетного косплея. Все остальные — декорация, необходимая для того, чтобы зритель не забывал: это кино по мотивам шутера Borderlands, а не «Капитанша Марвел 3». 

Крошка Тина, хоть и не настолько безумна, как в оригинале, выглядит естественно. Избалованный подросток, возомнивший себя избранным — в такой образ в исполнении Гринблатт получается верить. Большего, вероятно, от нее и не требовали.

Патрицию Таннис ждала иная участь: Джейми Ли Кёртис в этой роли больше напоминает заботливую, хоть и немного эксцентричную бабушку, что совершенно не соответствует оригиналу и, конечно, не вяжется с предысторией персонажа, которую вскользь обрисовали в экранизации.

Стоит ли упоминать, что мужская половина актёрского состава смотрится ещё более неубедительно? Флориан Мунтяу в роли Психа произвёл на меня двоякое впечатление — он добавляет некоторую долю очарования этой пёстрой компании, но его роль сведена к минимуму. Увы, единственному фанату Borderlands досталась роль дуболома с парой фраз в сценарии. Это совсем не тот Криг, каким вы его знаете.

Роланд в исполнении Харта выглядит так, словно сам актёр не до конца понимает, кто он такой и почему находится в этой истории. Мне импонирует Харт как стендап-комик, но его актерская игра с годами только деградирует.

Железяка в исполнении Джека Блэка — единственный лучик в этом мрачном царстве пустоты. Блэк постарался, чтобы его болтливая консервная банка выдала хотя бы несколько приличных шуток, и ему это удалось… раза два. Авторы попытались сохранить фирменный юмор Borderlands, но большинство шуток звучит глупо и неуместно. Им удалось испортить даже сцену, в которой Железяка опорожняется свинцом — она затянулась настолько, что мне стало неловко.

По словам Кейт Бланшетт, во время съёмок она помогла Блэку подтянуть его актерскую игру, а он был ее наставником по части юмора, но время просмотра создаётся впечатление, что оба актёра скованы рамками сценария и не реализуют весь свой актерский талант.

С точки зрения визуальной составляющей фильм выглядит неплохо: цветовая гамма, костюмы и декорации соответствуют духу игры. Однако у меня есть одно серьезное замечание: где же, Элай-твой-Рот, убойные пушки, ставшие визитной карточкой серии Borderlands? Кроме одной не слишком убедительной ракетницы Тины, всё остальное — стандартный набор оружия из арсенала «Бутафорского Голливуда».

Монтаж неплох, учитывая задачу съемочной группы создать экшн-сцены без капли насилия. Некоторые огрехи найти не составить труда, но знаете, после второго сезона Halo предъявлять претензии «Бордерлендс» не хочется. Компьютерная графика тоже на порядок лучше, чем в «Хало». Несмотря на обилие посредственной «зеленки», картинка сочная и приятная.

Учитывая весь ад, через который прошел фильм на этапе производства, о хорошей компьютерной графике, думаю, не могло быть и речи. Вы можете сказать: «Но у проекта же бюджет в 115 миллионов долларов!» Однако тринадцать лет от идеи до релиза не прошли бесследно: неоднократная смена сценаристов, продюсеров и производственный ад — одному Питчфорду известно, куда ушёл этот бюджет. Кейт Бланшетт, тем временем, перестала сниматься за бутерброды.

Главная причина, по которой «Бордерлендс» способен претендовать на звание худшего фильма, по меньшей мере, в этом году — слабое исполнение на базовом уровне, вытекающее из сценария и возрастного рейтинга. Множество отсылок, шуток и фан-сервиса, которые способны отозваться в сердцах фанатов, не могут работать должным образом, когда детали этого конструктора не собираются в цельную картину.

Фильм являет зрителю классический «ориджин» — историю происхождения и становления героя, аналогичную сольникам супергероев из кинематографической вселенной Marvel. Разница в том, что успешные ориджины Marvel, как и эпизоды «Звёздных войн» за авторством Джорджа Лукаса, относительно точно следуют «пути героя», описанного в книге Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой». 

В случае с «Бордерлендс» создаётся ощущение, что страницами этой книги сперва подтерлись, а затем перемешали. В итоге перед нами не весёлый трэш-боевик, а какая-то пародия на оригинальную игру. Как же так вышло?

Официальный анонс «Бордерлендс» состоялся в 2015 году, хотя идея экранизации обсуждалась уже с 2011 года. Всех подробностей, что именно происходило последние десять лет мы не знаем, зато достоверно известно одно: экранизация прошла через все круги ада. Сценарий постоянно переписывался, несколько раз боссы Lionsgate отправляли картину на пересъёмки, а все жестокие сцены были просто вырезаны из финальной версии.

По той информации, что я владею, сценарий переписывался четыре раза: начиная с оригинального варианта Аарона Берга с рейтингом R (18+), заканчивая более мягкой версией с подростковым рейтингом. Этот переход, видимо, и стал одной из причин провала. Отсутствие жестокости и чёрного юмора, характерных для игры, сделало фильм безликим. 

Элай Рот — мастер абсурдного трэша, наполненного экшеном, сексом и расчленёнкой. Он прославился благодаря «Хостелу» и мог привнести в финальную версию «Бордерлендс» ту самую «перчинку», которой ей не хватает. Однако его творческое видение не соотносилось с тем, какой хотели видеть картину заказчики, и многие из готовых сцен были вырезаны.

По словам постановщика трюков Джимми О’Ди, из финального монтажа были удалены сцены с взрывами голов и отрезанием ног ради получения нужного рейтинга. Попытки запихнуть вселенную «Бордерлендс» в прокрустово ложе подросткового рейтинга не могли закончиться хорошо. Дополнительные пересъёмки под руководством Тима Миллера лишь добавили проблем проекту, и оригинальное видение режиссёра Элая Рота было окончательно потеряно.

Посредственный сценарий, мискаст и неубедительная игра актеров могли быть компенсированы литрами крови, оторванными конечностями и хлёстким чёрным юмором, которые вдохнули бы искру жизни в проект. 

«Дэдпул» в этом году вновь доказал, что фильмы с рейтингом R могут быть успешны даже на больших экранах. Однако кто-то из Gearbox и Lionsgate имеет иной взгляд на мир «Бордерлендс». Вместо потенциального шедевра в жанре трэш-боевиков — столь необходимого в эпоху повестки и культуры отмены — мы получили сплошное недоразумение. Этому фильму срочно нужен Уве Болл — не тот герой, которого мы заслуживаем, но он именно тот герой, который нам необходим.

Diagnosis

Что же такое фильм «Бордерлендс»? Прежде всего, это произведение, основанное на вселенной, представленной в шутере от Gearbox Software. Это не верная покадровая адаптация — фильм и не планировался таким изначально. Однако я никогда не считал подобные интерпретации чем-то постыдным, меня больше привлекают новые истории в рамках близких сердцу вселенных, нежели пересказ знакомых событий в иной обертке. Однако набор неудачных решений привел к тому, что фильм оказался…никаким.

«Бордерлендс» — это пустой и вымученный фильм, который мог бы стать веселым, жестоким и харизматичным трэшем, но вместо этого превратился в рутину. Он не плохой, не ужасный, не отвратительный, но от него остаётся ощущение, будто смотришь на фанатский проект, который собрали на скорую руку. Стоит ли его смотреть фанатам? Я бы предложил им попробовать, но не могу найти ни одной причины, чтобы рекомендовать его тем, кто не знаком с серией Borderlands.

Давным-давно в далекой-далекой галактике экранизациям видеоигр подписывали смертный приговор сразу после анонса. Последние годы ситуация менялась: видеоигры и кинематограф как два самых крупнейших объекта в глобальной вселенной развлечений неумолимо притягиваются друг к другу, благодаря чему рождаются не только сверхновые генераторы доходов, но и настоящие чёрные дыры финансовых потоков. Фильм «Бордерлендс» стал именно такой черной дырой. Он поглотил более $100 млн, но не оставил после себя ничего.

Ставка на экранизации видеоигр — это как рулетка: ты или выигрываешь большой куш, или уходишь ни с чем. Рэнди Питчфорд сделал ставку… и просчитался. Но где? Совсем скоро поговорим об этом подробнее.

***

Все изображения в материале принадлежат Lionsgate // Gearbox Software. Источник обложки: «Бордерлендс»