Вспоминаем путь Рэнди Питчфорда и его «ящик Пандоры». Borderlands 4 не ждёт ничего хорошего?

Вспоминаем путь Рэнди Питчфорда и его «ящик Пандоры». Borderlands 4 не ждёт ничего хорошего?

Когда-то имя Gearbox Software было синонимом успеха, а её основатель, Рэнди Питчфорд, был настоящей рок-звездой игровой индустрии, готовым идти на любой риск ради великой цели. Но с каждым открытием «ящика Пандоры» под названием Borderlands в компанию проникало всё больше хаоса. Эта серия возвела Gearbox на видеоигровой Олимп, но к 2020-м годам магия Питчфорда начала угасать под тяжестью провалов и скандалов, превращая его дар в настоящее проклятие. Теперь судьба студии и её репутации зависит от Borderlands 4. Что скрывает в себе новое хранилище и сможет ли Borderlands 4 вернуть Gearbox утраченное величие или же за ним скрывается очередная порцию провалов? Давайте заглянем внутрь и узнаем.

«Ты волшебник, Рэнди!» — эта фраза могла бы стать заголовком мемуаров Питчфорда, если бы он когда-нибудь решился их написать. Правда, никакого Хогвартса и близко не было: вместо волшебной палочки — флешка с порнушкой, вместо заклинаний — судебные иски, а место темного лорда занял сам Рэнди, питаемый амбициями и безудержным желанием быть на вершине. История Gearbox Software — эпическое полотно из взлетов и падений, где успех и провал идут рука об руку, а харизматичный, но противоречивый Рэнди дирижирует этим балаганом с неизменной улыбкой на лице.

Всё началось в 1999 году, когда Рэнди Питчфорд на костях Rebel Boat Rocker основал Gearbox Software — скромную студию, чей путь начался с портирования и дополнений к уже существующим играм.

Сам Рэнди любит рассказывать, будто выиграл название студии у Гейба Ньюэлла в покер, но это, конечно же, бред. Он вообще известный сказочник — совсем скоро вы в этом убедитесь. Первой нашумевшей работой студии стало дополнение Opposing Force для Half-Life, которое стало хитом благодаря свежему взгляду молодой студии. Но давайте будем честными: это был успех Valve, а не Gearbox.

Следующим значимым проектом стал военный шутер Brothers in Arms, который удостоился признания как игроков, так и критиков. Но и тут Gearbox оказалась в тени большого издателя — Ubisoft. Питчфорду же хотелось чего-то собственного, чего-то уникального и прорывного, чтобы студия могла наконец выйти из тени. И вот тогда в недрах Gearbox зародилась идея, которая перевернула индустрию.

Borderlands: Рождение легенды

Borderlands родилась из любви. Любви Рэнди Питчфорда к Diablo, шутерам от первого лица и ролевым играм. В то время индустрия считала такую смесь сумасшествием — аналитики предрекали игре бесславный конец еще до релиза.

Но в 2009 году первая Borderlands громко заткнула за пояс всех скептиков. Игра предложила не просто безумный постапокалиптический мир с графикой в стиле комиксов и кислотным юмором, а настоящую революцию. Хотите превратить каждую перестрелку в адское карнавальное шоу? Добро пожаловать на Пандору! Borderlands не просто выстрелила — она взорвалась фейерверком посреди серого мира военных шутеров.

Однако за первым успехом последовал и первый скандал. В 2008 году игра походила на только вышедший Fallout 3 и грядущую Rage от Bethesda. Рэнди не мог допустить подобного сходства, поэтому визуальный стиль решено было изменить…за год до релиза. Основой новой графики стала короткометражка «Охотники за кодами» Бена Хиббона. Именно она подарила нам тот самый стиль с эффектом сел-шейдинга, который стал визитной карточкой серии.

Вот только Хиббон не участвовал в разработке игры, хотя переговоры об этом велись. Итог? В сторону студии летели обвинения в плагиате, но грандиозный успех игры был настолько оглушительным, что скандал захлебнулся в восторженных криках фанатов, так и не успев разгореться. Буря утихла, оставив Gearbox почивать на лаврах с мешком денег. Borderlands не просто доказала, что такие игры нужны, но и стала одной из самых продаваемых за десятилетие. Это был успех, который принадлежал исключительно Gearbox, не Valve или Ubisoft.

Borderlands 2 и Aliens: Collonial Marines: От триумфа к катастрофе

После ошеломляющего успеха первой части Gearbox поняла, что нужно ковать железо, пока горячо. И вот на сцене появляется Borderlands 2 — суперзвезда в мире шутеров. Харизматичный Красавчик Джек, миллионы пушек и ещё более безумный сюжет. Borderlands 2 не только закрепила успех студии, но и вывела её в высшую лигу. 27 миллионов проданных копий, культовый статус… Казалось бы, что может пойти не так?

Но тут на сцену врывается Aliens: Colonial Marines, и всё летит к чертям. Игра, которая должна была стать идеальным игровым воплощением культовой франшизы, оказалась настолько ужасной, словно её разрабатывал отряд ксеноморфов, не иначе.

Релиз в феврале 2013 года обернулся полным провалом: баги, плохая графика и неработающий искусственный интеллект превратили её в один из худших проектов года. Фанатское сообщество было в шоке, осознав, что выпущенная игра оказалась лишь тенью того, что Gearbox демонстрировала на выставках. 

Скандалы, судебные иски. Питчфорд как настоящий мастер иллюзий свалил всю вину на издателя и не признал собственных оплошностей. Слухи, что деньги, выделенные на «Чужих», Питчфорд потратил на разработку Borderlands 2, не подтвердились, а Sega выплатила компенсацию недовольным игрокам и вычеркнула Gearbox из своей записной книжки. Рэнди, конечно, всё отрицал, уверяя, что это враньё и Gearbox ничего не заработала на шутере про ксеноморфов, а даже потратила собственные $10-15 млн, чтобы закончить игру.

Но кто ему поверил?

Borderlands: The Pre-Sequel и посттравматический синдром

После провала Aliens: Colonial Marines репутация Gearbox и Рэнди Питчфорда оказалась под угрозой. Студия попыталась реабилитироваться, выпустив в 2014 году Borderlands: The Pre-Sequel, разработанный совместно с 2K Australia. 

Игра должна была заполнить пробел между первой и второй частью и расширить вселенную. Однако предыстория Красавчика Джека, новые локации и фишки с нулевой гравитацией не помогли — аудитория чувствовала, что студия топчется на месте, и мнения об игре разделились.

В 2016 году Gearbox совершила еще одну попытку вернуться на пьедестал с Battleborn — многопользовательским шутером с элементами MOBA. Но релиз совпал с выходом Overwatch от Blizzard, который с сильной маркетинговой поддержкой и драйвовым геймплеем с яркими персонажами затмил собой Battleborn. 

Игроки сделали выбор в пользу Overwatch, оставив Battleborn на задворках игровой индустрии. Это был не просто провал, а настоящая катастрофа для студии — через год после релиза активных игроков в проекте оставалось около сотни.

Питчфорд, известный своим эксцентричным поведением, даже публиковал ссылки на порно по мотивам Battleborn, пытаясь привлечь к игре хоть какое-то внимание, но это была попытка сделать хорошую мину при плохой игре. В конечном итоге, Battleborn проиграла Overwatch не только на игровом поле, но и на сайтах «для взрослых».

Скандал за скандалом

В ноябре 2018 года Gearbox подала в суд на своего бывшего юриста Уэйда Каллендера, обвиняя его в нарушении этики и присвоении корпоративных средств. Каллендер якобы использовал деньги компании на личные нужды, нанеся компании ущерб в $1 млн. 

В ответ он обвинил Питчфорда в присвоении $12 млн из роялти, предназначенных для сотрудников. В Gearbox сотрудники получают зарплату ниже средней по рынку, но это компенсируется бонусами от продажи игр. И это были их деньги, которые Питчфорд предпочёл оставить себе.

Каллендер также обвинил Питчфорда в халатности, заявив, что тот в 2014 году оставил флэшку с важными документами в ресторане. Но это ещё цветочки. По словам Каллендера, на той же флэшке хранилась коллекция порнографии, принадлежащая Питчфорду. По словам Каллендера, на видео была девушка «сомнительного» возраста. 

Рэнди попытался оправдаться, заявив, что на видео была, во-первых, совершеннолетняя, и вовсе не секс-работница, а «чёртов фокусник», и он купил запись исключительно для изучения её магических трюков. Но знаете, если то, что было на видео — магия, то мы все порой своего рода фокусники.

Borderlands 3: Поворот не туда

В 2019 году Gearbox наконец-то решилась вернуться к истокам и выпустить долгожданную Borderlands 3. После семи лет затишья фанаты замерли в предвкушении, ожидая возвращения того самого безумия и анархии, которые сделали серию культовой. 

Однако Питчфорд не был бы самим собой, если бы не подкинул ложку дёгтя в бочку мёда. Эксклюзивная сделка с Epic Games Store мгновенно разделила сообщество. Питчфорд громогласно объявил, что это лучшее решение для всех, но фанаты явно не были в восторге. В результате разразился масштабный скандал, а рейтинг предыдущих частей Borderlands в Steam полетел на дно.

Скандалы продолжались: в апреле 2019 года Трой Бейкер, озвучивший Риза в Tales from the Borderlands, «отказался» от роли в третьей части. Питчфорд утверждал, что это было решение Троя, но Бейкер настаивал на обратном. 

Ситуацию усугубил Дэвид Эддингс, бывший голос Железяки и экс-вице-президент студии. Он отказался вернуться к роли, требуя оплаты и извинений за инцидент, когда Питчфорд грубо толкнул его. Эддингс представил журналистам доказательства, но Gearbox лишь заявила, что «примет обвинения к сведению» и отказалась комментировать ситуацию. 

Как выяснилось позже, студия не хотела платить актёрам достойную зарплату. Почему компания решила сэкономить на своих же звёздах, привлекая к озвучке других известных актеров и музыкантов, которые вряд ли работали за «спасибо», остаётся загадкой. Разгадать ее можно, только порывшись в документах из бухгалтерии Gearbox и записях личного психотерпевта Питчфорда.

Несмотря на все эти драмы, Borderlands 3 добилась коммерческого успеха, хотя и не без оговорок. Новые антагонисты, близнецы Калипсо, оказались далеко не такими запоминающимися, как Красавчик Джек, и походили на ленивую пародию современных кумиров молодежи — стримеров. Что, в сочетании с неуклюжим внедрением повестки, больше походило на попытки угодить той самой «новой аудитории». Своеобразные «кивки» в сторону разнообразия и инклюзивности были и в предыдущих играх серии, начиная с Borderlands 2, но к третьему выпуску студия еще на шаг приблизилась к этому порталу в АД.

Tiny Tina’s Wonderlands и New Tales from the Borderlands: Утрата идентичности

После выхода Borderlands 3 Gearbox Software отправилась в странное путешествие по экспериментам. Tiny Tina’s Wonderlands добавила магию и сказочных существ в привычную формулу, но прежний безумный дух серии все больше напоминал «душок», особенно за рамками основной кампании. Проект был амбициозным, но ему не хватало той искры, что притягивала игроков к Пандоре.

New Tales from the Borderlands и вовсе разочаровала фанатов. Gearbox попыталась повторить успех оригинала от Telltale, но вместо харизматичных персонажей предложила шаблонных героев и предсказуемый сюжет. Очередная попытка затронуть социальные темы выглядела неуклюже и карикатурно, что еще больше отдалило «новые истории» от атмосферы оригинала.

Gearbox явно чувствовала себя не в своей тарелке, и результат оказался плачевным: смешанные отзывы и разочарование игроков. Теперь, прежде чем продолжить, стоит вспомнить о другой ипостаси студии — её издательской деятельности.

Gearbox Publishing: Ты издатель, Рэнди

История Gearbox Publishing началась в 2016 году с амбициозных планов поддерживать независимых разработчиков, но быстро превратилась в череду скандалов и разочарований. Одним из первых провалов стал релиз We Happy Few, который вместо захватывающей антиутопии предложил «симулятор багов», вызвав недовольство игроков и критику со стороны разработчиков.

Несмотря на неудачи, Gearbox удалось добиться успеха с такими проектами, как Subnautica, переизданием Bulletstorm и «рогаликом» Risk of Rain, однако во многом это была заслуга самих разработчиков, а не Gearbox-издателя. Попытка ворваться в новое поколение экшеном Godfall для PlayStation 5 также провалилась — игра оказалась красивой, но пустой.

В 2021 году Embracer Group приобрела Gearbox, что привело к смене руководства — Питчфорд отошел от оперативного управления разработкой и сосредоточился на издательском бизнесе. Однако последующие проекты, такие как Homeworld 3 и дополнение к Risk of Rain 2: Seekers of the Storm тоже провалились, вызвав массовое недовольство фанатов. 2024 год стал катастрофическим для Gearbox, а каждое новое начинание компании лишь усиливало волну критики.

Отвечая на многочисленную критику фанатов, Рэнди сказал: «Я собираюсь продолжать творить. Я бы хотел, чтобы все проекты были хитами, но так не бывает. У величайшей музыкальной группы всех времен, The Beatles, было 25 % хитов.  Я уверен, что каждая песня, которую они записали, была сделана с любовью, преданностью искусству и верой в качество своей работы. 

Мои любимые художники, исполнители и артисты создавали вещи, которые мне не очень нравились. Это круто. Когда у творцов случаются промахи, они больше всего нуждаются в поклонниках, которые поддерживают их, чтобы они были мотивированы продолжать творить. Я не знаю, смогу ли я когда-нибудь снова сделать что-то, что вам понравится, но разве не лучше, чтобы у вас был шанс решить [нравится / не нравится], чем чтобы авторы вообще больше никогда не творили после промаха на рынке?».

Наконец, в августе 2024 года мы дважды вспоминали Borderlands: 8 августа — в день, когда вышла провальная экранизация «Бордерлендс», получившая разгромные отзывы от зрителей и критиков (с нашим обзором можете ознакомиться по ссылке); и 20 августа, когда состоялся долгожданный анонс Borderlands 4. Какой будет новая игра в серии от «The Beatles игровой индустрии»? Давайте поразмыслим.

Borderlands 4 от «Beatles игровой индустрии»

Когда Рэнди Питчфорд сравнивает Gearbox с «Битлз» игровой индустрии, он не просто бросает громкие слова, чтобы снова попасть в заголовки новостей. Как и всегда, он делает это с уверенностью и хитрецой, смешивая правду и маркетинг. 

Подобно «Битлз», чьи эксперименты выходили за рамки жанра и удивляли музыкальный мир, Gearbox стремится экспериментировать и удивлять игроков. Однако, как и у The Beatles, не все эксперименты студии заканчивались успехом. Давайте разберёмся, чего стоит ожидать от Borderlands 4 и почему Питчфорд уверен, что их новая игра станет настоящим хитом.

Что известно о разработке? Разработка проекта идёт уже четыре года — судя по всему, она началась после выпуска последних дополнений для Borderlands 3 и шла параллельно завершающему этапу работы над Tiny Tina’s Wonderlands и New Tales from the Borderlands. 

Основную массу разработки четвертой части несет на своих плечах центральный офис Gearbox Software в Техасе. Пока информации о других подразделениях, участвующих в разработке, не представлено, но, скорее всего, студии Gearbox Quebec и другие внутренние команды также задействованы в процессе. 

Сразу после анонса посыпались различные заявления и обещания самой масштабной, разнообразной и красивой игры в серии. «Команда и я в Gearbox хотели многое сделать с Borderlands с тех пор, как впервые представили миру жанр лутер-шутера в нашей оригинальной игре. У всех нас в Gearbox огромные амбиции относительно Borderlands 4, и мы вкладываем все силы в то, чтобы сделать всё, что мы любим в Borderlands, лучше, чем когда-либо прежде, выводя игру на новые уровни в захватывающих новых направлениях», — заявил Питчфорд.

С момента выхода Borderlands 3 прошло пять лет, а к релизу четвёртой части пройдёт уже шесть. Естественно, она должна быть технологичнее и красивее — иначе быть не может — все эти заявления очередная маркетинговая чушь. 

Что нас ждёт на самом деле? В трейлере мы видим, как Лилит, похоже, телепортирует Элпис к какой-то другой планете, на которой и будут разворачиваться действия Borderlands 4. Элпис в мифе о Пандоре воспринимается как «надежда» или ожидание надежды, причём встречаются как негативные, так и позитивные трактовки. Получается, освободив Элпис от Пандоры, Gearbox в лице Лилит дают нам надежду на возвращение серии к своим корням?

Вы «возьмёте на себя роль легендарного Искателя Хранилища», прорываясь сквозь «орды врагов в поисках новых сокровищ для добычи на совершенно новой планете». Сюжетная линия Borderlands 4 обещает быть более мрачной и эпической, чем в предыдущих частях. Мы возвращаемся к теме Великой войны, которая была лишь вскользь упомянута в Pre-Sequel и, похоже, станет основной сюжетной аркой новой игры.

Кто же будет главным злодеем? Ответов на этот вопрос пока нет. В конце трейлера кибернетическая рука вынимает из кратера маску психа, но чья это рука? Судя по символам на поверхности планеты, она определённо связана с Эридианцами. На ней мы можем столкнуться как непосредственно с создателями Хранилища, так и со Стражами — кибернетическая рука может принадлежать одному из них.

Кроме того, в конце трейлера на фоне надписей на эридианском языке мелькает маска, напоминающая лицо Красавчика Джека, отмеченное меткой Хранилища. Питчфорд уже успел опровергнуть слухи, заявив, что это не он, а нечто более зловещее и могущественное. Но кто знает, может быть, для Джека найдётся еще один способ вернуться в игру, как это было раньше?

Также не исключено и появление мифической седьмой сирены, которая может сломать привычные устои этого мира, навсегда оставив в прошлом «правило шести». И, наконец, определенную роль в сюжете сыграет загадочный Наблюдатель — энтузиасты уже смогли расшифровать надписи на эридианском яызке из финала трейлера — они складываются во фразу: «Он наблюдает. Разорви оковы».

Шутки кончились. Borderlands всегда славилась своим специфическим юмором, порой на грани абсурда, который мог вызывать как смех, так и раздражение. Для новой игры разработчики пообещали более «осознанный» подход к юмору, чтобы он лучше вписывался в мир и сюжет. 

Как заявил сам Питчфорд, они хотят, чтобы комедия была ситуативной, исходящей из характера и ситуации, а не просто случайным набором шуток. Это может стать интересным вызовом для команды сценаристов, учитывая, что прошлые игры иногда страдали от избытка «рандомных» шуток, которые не всегда работали.

Чтобы довести дело до конца, Gearbox нужна сильная рука. Не стоит забывать и о том, что Borderlands 4 станет первой игрой, выпущенной после полного перехода Gearbox под крыло Take-Two Interactive. Это может означать как новые ресурсы и возможности, так и ужесточение контроля со стороны издателя.

Учитывая амбиции Питчфорда и желание компании угодить как старым, так и новым фанатам, есть вероятность, что в игру будут внесены существенные изменения уже на стадии разработки. А уж какие это будут правки, зависит от курса «партии», что тоже может вызывать одновременно и опасения, и облегчение — над Gearbox будет хоть какой-то контроль.

Выступая на сцене PAX West, один из разработчиков заявил, что в четвёртой части они хотят углубить ролевую систему по сравнению с предыдущими играми. Речь идет об активных навыках персонажей, которые потребуют от игрока более осмысленного использования, нежели «выстрелил и забыл». Но кто будет их использовать?

Какие будут классы? Вероятно, серия не станет изменять себе и предложит четыре стартовых класса, один из которых будет Сиреной — они всегда были в игре. Другой класс будет типичным солдафоном, потому что такой класс тоже всегда присутствовал. Также, скорее всего, будет призыватель с питомцем, и, возможно, какой-нибудь «джокер», предлагающий механики, ранее не представленные в игре.

Порывшись в ветке обсуждений на Reddit, я пришел к выводу,  что основной части сообщества по большому счету плевать на то, каким будет сюжет — главное, чтобы юмор и геймплей были на уровне. Но лично я за геймплей не переживаю, а вот сюжет вызывает опасения. 

Очень надеюсь, что написание сценария не попало в руки Gearbox Quebec, иначе нас может ждать очередная порция «повесточного повествования», как в New Tales from the Borderlands. Видимо в Канаде что-то с воздухом — офис печально известной Sweet Baby Inc располагается там же. 

По крайней мере, последние заявления внушают оптимизм — в студии утверждают, что учитывают пожелания сообщества при разработке четвертой части. А претензий у сообщества хватает: игроки хотят видеть более осмысленное использование локаций, а не пустые пространства для растягивания времени прохождения. Также игроки желают более продуманную систему лута, чтобы выбивание и владение оружием приносило больше удовольствия. Что из этого получится — скоро узнаем.

Когда же ждать Borderlands 4? Gearbox Software подтвердила, что Borderlands 4 выйдет в 2025 году, хотя разработчик не стал называть точную дату. Известно лишь, что это произойдет «в течение 2026 финансового года Take-Two», кроме того, все номерные выпуски серии и New Tales From Borderlands выходили осенью, поэтому лично я делаю ставку на осень 2025 года.

Borderlands 4 представляет собой серьезное испытание для Gearbox. Это не просто очередной сиквел, а возможность вернуть доверие фанатов, которое студия частично утратила за последние годы. Сюжет обещает быть мрачным и глубоким, геймплей — более продуманным и разнообразным. Но удастся ли разработчикам воплотить все свои амбиции в реальность?

Рэнди Питчфорд всегда был человеком противоречивым. Его можно одновременно любить и ненавидеть, уважать за смелость и презирать за неудачи. Он умеет превращать поражения в победы, но также способен разрушить всё, что строил годами, одним неосторожным словом или действием. Впереди у Gearbox нелегкий путь, и на кону стоит не только будущее серии Borderlands, но и репутация всей студии. 

Если Borderlands 4 окажется удачным проектом, это будет триумф, который затмит все прошлые неудачи и снова вознесет Gearbox на Олимп. Но если нет… Тогда даже самые преданные фанаты, которые готовы были прощать всё, могут отвернуться навсегда. И тогда на сцене останется лишь пустое место, где когда-то блистала одна из самых ярких звезд игровой индустрии. Всё, что нам остаётся, — ждать и надеяться. Ведь как бы там ни было, Рэнди Питчфорд и его команда уже вписали своё имя в историю, даже если оно порой выглядит как надпись, сделанная на заборе.

Нет покоя грешникам.

***

Все изображения, использованные в материале, принадлежат Gearbox Software Источник обложки: Steam