«Усатая» Лара Крофт и чувство вины. Обзор аниме Tomb Raider: The Legend of Lara Croft
За десятилетия существования Лара Крофт превратилась из персонажа видеоигр в икону поп-культуры. С момента дебюта в 1996 году, отважная расхитительница гробниц с «треугольными формами» по сей день охотится не только за древними артефактами, но и на мужские сердца. За эти годы мы видели множество проявлений мисс Крофт, и на этот раз перед нами анимационное продолжение трилогии игр, завершившейся Shadow of the Tomb Raider. Мечтали ли вы когда-нибудь увидеть страдающую Лару Крофт с усами? Будьте осторожны со своими желаниями — благодаря Netflix у вас есть такая возможность.
Призраки прошлого
В последние годы Netflix стал главным пристанищем анимационных адаптаций известных видеоигр разной степени качества: «Аркейн», «Кастлвания», «Киберпанк: Бегущие по краю», «Теккен: Кровные Узы» уже обрели свой дом на просторах зарубежного сервиса. Теперь настала очередь «Лары Крофт» — трейлеры обещали эпическое приключение в лучших традициях франшизы. Удалось ли оправдать ожидания — и чьи? Давайте разберемся.
История начинается стремительным погружением в прошлое. Где-то в перуанских джунглях молодая Лара Крофт удирает от неких головорезов, играючи перелетает через пропасть, вгрызаясь в скальную породу своим ножом; ловко преодолевает «классическую» яму с шипами и едва уносит ноги из пасти аллигатора. Добравшись до храма, девушка встречает своего опекуна и наставника Конрада Ротта. Вместе с ним она забирает нефритовую шкатулку, которая обещает принести владельцу несметные богатства.
Дело сделано и можно расслабиться, но на выходе из храма парочку встречают старые знакомые — бандиты, которые оказываются хранителями здешних земель и предупреждают, что шкатулка несет лишь смерть и разрушение. Конрад не желает расставаться с артефактом, и в ходе непродолжительной стычки ему приходится совершить убийство, чтобы спасти приемную дочь. «Когда вопрос стоит: мы или они — борись за свою жизнь», — наставляет он её. Это только начало.
Анимационный сериал Tomb Raider: The Legend of Lara Croft является каноничным продолжением трилогии перезапусков Survivor: Tomb Raider (2013), Rise of the Tomb Raider (2015), Shadow of the Tomb Raider (2018). События аниме разворачиваются вскоре после окончания виртуальных приключений Лары Крофт, но это уже совсем не та Лара, попавшая на остров Яматай в 2013 году.
После флешбека мы переносимся на три года вперед — Лара, снедаемая чувством вины из-за смерти Конрада, отдалилась от своих друзей и колесит по свету, стремясь обрести забвение и начать жизнь с нуля. Чтобы избавиться от груза прошлого, Лара возвращается в поместье Крофтов и устраивает благотворительный аукцион.
Торжественный вечер омрачает вор в лице загадочного Чарльза Деверо, который похищает ту самую нефритовую шкатулку. Это вмешательство становится триггером нового путешествия по разным уголкам нашего мира — и немного за гранью — которое не только становится началом пути к восстановлению старых связей и душевного равновесия, но и ставит на кон судьбу всего человечества.
Одна половина шоу посвящена тому, в чем Ларе Крофт нет равных — врываться во всякие заброшенные таинственные места, напичканные ловушками и загадками, чтобы найти какой-нибудь занятный артефакт; другая — всецело отведена душевным страданиями и борьбе с чувством вины.
Зрелищные сцены здесь в изобилии: Лара сражается с грабителем в вечернем платье, преодолевает лавовые реки, освобождает духов, решает пространственные головоломки и устраивает взбучку тиранозавру. Несмотря на все это разнообразие, основная сюжетная линия скатывается в однообразие и предсказуемость — ей не хватает напряжения и интриги. На протяжении всего сезона не покидает чувство, что весь экшн и сюжет — лишь декорация для душевных страданий Лары Крофт.
Хаос и порядок
Само собой, Лара Крофт занимает центральное место в истории. Хэйли Этвелл — обворожительная Пегги Картер из кинематографической вселенной Marvel — прекрасно справилась с ролью героини, повидавшей некое «д***о». Лара предстает перед нами решительной и сильной, но за этой ширмой скрывается морально сломленный человек. Центральной темой всего повествования становится поиск баланса между хаосом и порядком: как во внешнем мире, так и во внутреннем убранстве мисс Крофт.
Благодаря такому подходу Лара обретает новые грани глубины и эмоциональности, которых мы никогда не видели — но авторам не удается выдержать тот самый баланс. Чрезмерное внимание переживаниям героини вредит динамике повествования, и мы часто наблюдаем на экране обычную женщину, поглощенную чувством вины и самокопанием. Это не так плохо, как может показаться, но вряд ли фанаты Лары Крофт хотят видеть любимую героиню такой.
Чарльз Деверо — тот самый вор и по совместительству «Танос» от мира Лары Крофт. Его отца убили, когда Чарльзу было 12 лет, и парнишка быстро скатился от «мальчика пай» в отпетые хулиганы. Теперь Деверо движим желанием мести — он стремится собрать местные «камни бесконечности», чтобы уничтожить древний орден «Свет», ответственный за гибель его отца.
Изначально Чарльз кажется многообещающим персонажем: он харизматичный трикстер со сложной судьбой, который своим появлением на экране затмевает остальных присутствующих. Хотя их судьбы с мисс Крофт похожи, ему отведена роль хаоса: пока Лара стремится обрести гармонию, Чарльз идёт по пути дестабилизации.
Однако авторы не смогли. По мере развития сюжета, его мотивы становятся всё более предсказуемыми, а действия — нелогичными: его образ упрощается и к финалу перед нами пустой, стереотипный антагонист — злое зло, если угодно.
С второстепенными персонажами ситуация сложилась не слишком радужная. Иона будучи лучшим другом Лары, выступает её моральным компасом. Он пытается всячески поддержать её, направить на путь истинный и вернуть к нормальной жизни. Но всё это сводится к банальным советам и морализаторству — Иона до конца шоу остается фоновым сопровождением Лары и не развивается как персонаж.
Зипу — технику из команды Лары, — досталась участь незримого наблюдателя и комментатора событий. Он отвечает за координацию миссии и техническую поддержку в команде, а также иногда пытается выдавать подобие шуток. Однако местной «вершиной» юмора становится примечание, что Лара воняет как лошадь, — и автором этой фразы является другой персонаж.
Камилла Ротт, как вы можете догадаться, является родной дочерью Конрада и по совместительству агент уголовного розыска Интерпола. Лара обращается к ней за помощью во время своего путешествия и её появление в сериале выглядит тревожно. Сперва ты ждешь, что сейчас начнутся проповеди очередной активистки или не дай Бог, выяснится, что они с Ларой любительницы поиграть в «камень, ножницы, бумага» — без камня и бумаги.
Однако всё куда прозаичней — Камилла в сюжете выступает дополнительным триггером, который взывает к еще более глубинному чувству вины Лары, идущему из детства, и помогает Ларе перейти Рубикон по направлению к балансу.
Все второстепенные персонажи в сериале по сути своей являются NPC: Лара разговаривает с ними, получает помощь и продвижение по «квесту», но за рамками этого их отношения кажутся искусственными.
Вокруг Света за 8 серий
Анимация в сериале — палка о двух концах. Использование оной позволяет создателям не сдерживаться в акробатических и визуальных проявлениях героини и окружающего мира. Экшн-сцены динамичные, эффектные и нередко захватывают дух.
Особо чувствительные натуры могут упрекнуть аниме в нереалистичности — Лара порой демонстрирует сверхчеловеческие способности: ее ловкости позавидует Человек-Паук, а способностям к регенерации Росомаха — это может выбить кого-то из погружения, но стоит ли обвинять в нереалистичности шоу, которое не чурается магических проявлений древних артефактов, духов и доисторических существ?
Задний план иногда выглядят «мыльновато», напоминая игры с PlayStation 3, но в основном сериал радует разнообразием и детализацией декораций: от туманных улиц Лондона до древних китайских храмов — каждая сцена проработана до мелочей и дарит чувство настоящего приключения в разных уголках земли.
Визуальное пиршество достигает своего пика ближе к финальным титрам, когда Лара оказывается посреди храмового города, который находится на стыке реального и божественного — напоминает Шангри-ла в эстетике «Зельды».
Однако работа со светом и тенью вызывает вопросы: авторам неплохо удалось передать мифическую атмосферу, опутывающую приключения «расхитительницы гробниц», но используется это не всегда уместно — бытовые сцены выглядят неестественно, как жизнь через фильтры запрещенограмма.
Мало того, особенности использования светотени привели к тому, что еще до выхода сериала на экраны в сети завирусился мем с «усатой» Ларой Крофт — её верхняя губа выглядит как усы, что создает комичный эффект. Пускай это бросается в глаза не в каждой сцене, абстрагироваться от этого полностью не удается на протяжении всего просмотра.
Очевидным слабым звеном шоу является музыкальное сопровождение. Наблюдая финальные титры, я осознал, что не запомнил ни одной композиции. Более того, я задумался — а была ли вообще в сериале музыка? Задавшись этим вопросом, я пересмотрел некоторые моменты и понял в чём дело.
Местный саундтрек — это безликий фоновый шум, напоминающий работы из подборки «для концентрации внимания» — он совершенно не способствует созданию атмосферы. Зафиксировав это, отчетливей понимаешь, почему некоторые эмоциональные моменты чувствовались недожатыми.
Реальная археология
Одним из приятных аспектов сериала является обращение к реальной истории и мифологии. Здесь Лара выступает в роли признанного археолога, открывающей для зрителя тайны древних цивилизаций и реликвий. Каждое из многочисленных мест, через которые проходит путь Лары Крофт, несет в себе груз реальной истории.
Порой я ставил сериал на паузу, чтобы побольше узнать об этом месте, а заодно свериться — насколько точно шоу передает известные факты. Некоторые расхождения найти не составит труда, однако сцены из мифов о происхождении мира и битвы при Чжуолу, которым не менее 4500 лет, имеют немало трактовок и вольных интерпретаций. Как бы то ни было, шоу смогло меня этим увлечь, за что я говорю ему «спасибо».
Diagnosis
Tomb Raider: The Legend of Lara Croft — неоднозначный проект, который пытается сочетать увлекательный экшн с попыткой раскрыть глубокие эмоциональные стороны Лары Крофт. Мои личные ожидания шоу оправдало полностью. Я ждал много худшего и в целом остался доволен, но давайте заглянем чуть глубже.
Попытка сделать акцент на внутренних переживаниях Лары похвальна, но реализация подкачала. Чрезмерное внимание к её чувству вины и постоянные оглядки назад негативно сказываются на темпе и структуре повествования. Даже экшн-сцены порой проходят через призму чувства вины.
Более того, внутренний конфликт Лары разрешается слишком банально и привносит в избитую тему «чувства вины» ничего нового — всё это мы уже видели в других персонажах, играх и кино. В сочетании с посредственной проработкой второстепенных персонажей и «слитым» антагонистом мы получаем шаблонную историю. Ситуацию спасает лишь относительно короткий хронометраж — динамичный экшн и визуальное разнообразие декораций способствуют тому, что три с половиной часа пролетают незаметно.
Tomb Rider: The Legend of Lara Croft нельзя назвать плохим, но и звёзд с неба он не хватает — есть такое выражение: крепкий середняк — это как раз про него. Если вы ищете непринужденное развлечение на вечер и готовы закрыть глаза на перечисленные недостатки, то можете глянуть из любопытства — это будет не самый худший выбор для вашего вечера.
***
Права на все изображения, использованные в материале, принадлежат Netflix // Powerhouse Animation Studios. Источник обложки: Tomb Raider: The Legend of Lara Croft