Число жалоб в ЦБ от клиентов на блокировку счетов резко возросло

Количество жалоб клиентов в ЦБ на блокировку банковских счетов резко выросло после вступления в силу закона о приостановке переводов, пишут “Известия”.
По данным издания, пик обращений пришелся на июль-август, но в ноябре их количество снизилось.
Читайте ПРАЙМ в нашем канале в Telegram
В 2023 году доля жалоб в категории “Мошенничество” составляла 9%, в 2024 году — 14,6%.
Причины блокировки счетов в том, что закон обязывает банки приостанавливать переводы при подозрениях в мошенничестве. Счета, по которым были произведены подозрительные операции, и их владельцы — в основном речь идет о так называемых дропах, передающих свои карточки и средства дистанционного банковского обслуживания третьим лицам — заносятся в базу ЦБ, что приводит к блокировке.
При этом в базу могут попасть как добровольные “помощники” аферистов, так и случайные потребители.
Последствия для граждан весьма серьезные, отмечается в публикации. Блокировка счетов лишает дистанционного банковского обслуживания. Снять деньги можно только лично в отделении, доказав законность происхождения средств. Присутствие в базе означает неблагонадежность и невозможность кредитования. Таким людям грозит и уголовное преследование.
В то же время, механизм исключения из базы добросовестных клиентов не определен. Банки должны корректировать свою деятельность и анализировать обращения клиентов. Судебное производство, в ходе которого клиент доказывает свою благонадежность, может быть сложным и не всегда успешным.
В статье упоминается уязвимая категория клиентов. Основной возраст дропов в России — от 14 до 21 года. Так что подростки могут быть отрезаны от банковских услуг, что снизит их качество жизни и может привести к криминализации. В дальнейшем потенциальные работодатели могут избегать таких сотрудников из-за невозможности открыть счет в банке.