Overwatch для мобильных устройств или попытка запрыгнуть в уходящий поезд? Обзор Star Wars: Hunters

Overwatch для мобильных устройств или попытка запрыгнуть в уходящий поезд? Обзор Star Wars: Hunters

4 июня состоялся глобальный запуск геройского шутера во вселенной «Звёздных Войн». Zynga сделала одолжение Blizzard, выпустив Overwatch для смартфонов раньше неё. Однако проект оказался мало кому интересен, и на то есть причины. Наш путь лежит к планете Веспаара, расположенной во Внешнем Кольце. Но, возможно, на собственной тяге мы долетим и до Татуина…

Star Wars: Hunters — условно-бесплатный мультиплеерный арена-шутер во вселенной «Звёздных войн», предлагающий командные сражения 4х4 на картах, выполненных в стиле знакомых мест из франшизы. С героями, прообразом которых стали известные персонажи оригинальных фильмов. Первый эпизод посвящен обзору игры, а в «бонусном» Вас ждёт небольшая история о разработке проекта.

Эпизод I. Атака клонов

«Давным-давно в далёкой-далёкой галактике» появилась игра, популяризировавшая жанр геройских мультиплеерных шутеров. Имя ей — Overwatch. С тех пор многие стремились обрести Силу и приблизиться к её величию. Некоторым это почти удалось, поскольку Overwatch растерял хватку и является тенью своего былого величия. На одного из таких клонов для мобильных устройств и Nintendo Switch мы сегодня и посмотрим.

События Star Wars: Hunters разворачиваются во времена после падения Галактической Империи. Повсюду царят хаос и разруха, а отчаянные охотники за славой и богатством пребывают на планету Веспаара, расположенную во Внешнем Кольце. Именно там проходит турнир «Охотники Внешнего Кольца», сулящий победителю несметные богатства и транслируемый на всю Галактику. За участников этого турнира нам и предстоит играть. 

Геймплей и персонажи

Ядром игрового процесса являются сражения двух команд, состоящих из четырех игроков, на различных аренах, вдохновлённых локациями из «Звёздных войн». Герои делятся на три класса: урон, поддержка, танк. Каждый персонаж обладает уникальным набором из трёх умений, одно из которых — ультимативное.«Ульта» заряжается автоматически по ходу матча, а также посредством нанесения урона противнику и подбора энергии на поле боя. Зарядка сверхспособности здесь достаточно быстрая, но не все из них выглядят одинаково полезными. Хотя это и объяснимо необходимостью соблюдать баланс.

Например, способность охотницы за головами Имары Векс может нанести колоссальный урон, который сотрёт команду противника в порошок, но в это время она должна стоять на месте, что открывает её для вражеских атак.

Персонажи в игре созданы с нуля, но в своей основе имеют конкретные прототипы героев киносаги. На релизе в игре представлено 13 персонажей. Среди них: мандалорец Аран Тал, охотница за головами Имара Векс, вуки Гроз, родианец Скора, дроид-джедай J-3DI и другие. Персонажи все разные и предлагают отличный друг от друга стиль игры, но главное — совсем слабых персонажей в игре нет, есть ситуации, где одни показывают себя чуть лучше других, и наоборот.

Изначально нам доступен только один герой, а последующих необходимо открывать в ходе выполнения заданий, а также получая очки за участие в битвах. Казалось бы, подобная система прекрасно работает в League of Legends и других подобных играх, и ничего страшного тут нет. Но в Hunters разблокировка персонажей происходит последовательно, в порядке задуманном разработчиками — игрок даже не может выбрать, кого хочет получить следующим.

В сочетании с фактом, что в команде не может быть двух одинаковых «охотников», мы получаем абсолютно одинаковые матчи, с одинаковыми составами команд в первые пару часов игры. Это не слишком весело, особенно для тех, кто не готов давать много шансов проекту от Zynga. Даже в ранговой игре нет никакой гарантии сыграть тем персонажем, которым хочется, а потому порой приходится брать то, что осталось.

Помните, выше я говорил о том, что герои обладают способностями? Каждая способность имеет шесть уровней прокачки, которые выдают за повышение уровня персонажа. Звучит не так страшно, правда? Но максимально прокачать все способности удастся только к 25 уровню, что означает необходимость сыграть несколько сотен матчей за одного отдельного «охотника». 

Дроид J-3DI только имитирует способности джедаев

Только вот бонусы от прокачки большинства способностей даже не ощущаются, поскольку понять во время боя нанесла атака 80 или 75 единиц урона — нетривиальная задача, а между этими показателями десятки матчей. Не стоит забывать, что нет никакой гарантии, что получится каждый бой играть любимым персонажем. Все эти решения имеют под собой конкретную причину, имя ей — монетизация. Но пока рановато об этом.

В Star Wars: Hunters основополагающими элементами победы являются: понимание слабых и сильных сторон персонажа, грамотное использование его способностей и командное взаимодействие. Умение «выцеливать» в голову, конечно, вознаграждается повышенными уроном по противнику, но не является ключевым. Hunters — это классический MOBA-шутер, а потому TTK здесь высокий, и выстрелы в голову не убивают моментально.

Карты и режимы

Арены выполнены миниатюрно, но интересно. Одни обладают большим количеством катапультирующих платформ для прыжков, на других больше обходных путей, но объединяет их одно — вертикальность. Плоские простые арены здесь отсутствуют как класс, поэтому знание местной архитектуры приветствуется и несёт в себе тактический элемент. Из локаций здесь вам и Деревня Эвоков, и арены в городе Мос-Эспа на Татуине, застава в Дюнном Море, Железная станция Вандора и даже Звезда Смерти.

Но минус в том, что выбрать арену самостоятельно нельзя. Каждый матч — это случайная комбинация из карты и режима игры для неё.

Сражения в игре происходят в нескольких категориях: «События», «Казуальная игра», «Ранговая игра».Казуальная и ранговая игра – две стороны одной медали, разница лишь в том, что за участие в ранговых матчах, мы поднимаемся в рейтинговой таблице. Рейтинговые очки начисляют даже в случае проигрыша и за дополнительные действия во время матча. Это нужно для того, чтобы игрок не расстроился в случае поражения и не соскочил с крючка раньше времени.

В событиях нас встречают различные временные игровые режимы, где действуют особые условия и правила. Например, местная версия «футбола», где необходимо забивать мячи в ворота соперника или автоматический случайный выбор персонажа. Также в игре есть режим «Тренировка», где можно опробовать всех персонажей, настроить управление под себя и так далее. Удобно и точка.

Из непосредственно игровых режимов имеем: «Контроль силы», «Динамический контроль», «Дебош команд», «Погоня за трофеем».

Первые два режима — классический захват и удержание точек, только в «динамическом» режиме точка одна и периодически меняет своё расположение. «Дебош команд» — это местный Deathmatch, где побеждает команда, первой набравшая нужное количество очков за убийства. И, наконец, «Погоня за трофеем» — это захват флага, только в роли флага выступает дроид по имени TRO-F33. Как видно, режимы не радуют разнообразием, но не надоедают, поскольку игровой процесс доставляет удовольствие, в первую очередь, сражениями.

Каждый матч занимает около 5 минут — это отличное предложение, когда появляется совсем немного свободного времени и хочется поиграть. Проиграть матч, который длился 20 минут, согласитесь, обиднее, чем «пятиминутку» экшена. А вот от победы радость примерно одна.

Оптимизация, графика, звук, интерфейс.

Техническая часть игры выполнена безупречно. Я успел поиграть на iPhone 15, Poco X6 Pro и Redmi Note 10 Pro. Первые два устройства обеспечивают стабильные 60 FPS на максимально возможных настройках. А вот Redmi Note 10 Pro может похвастать только 30 кадрами, пусть и на близких к максимальным настройках. Впрочем, скажу по секрету: на Nintendo Switch игра тоже работает с фиксированными 30 FPS, за исключением редких просадок, хотя один наш автор говорит, что в режиме док-станции FPS подрастает.

Визуальный стиль не слишком выразительный, но игра определённо сможет выделиться в толпе клонов Overwatch, благодаря «Звёздным войнам». Он не перегружен лишними деталями, чтобы сражения на небольших экранах смартфонов не превращались в цветастое месиво.

Музыка в игре также выступает лишь дополнением к общей атмосфере и не перетягивает внимание на себя. У каждого героя собственная узнаваемая музыкальная тема, основанная на оригинальных саундтреках кинофраншизы, но услышать её можно лишь в редкие моменты. А некоторые звуковые эффекты и вовсе, словно перекочевали непосредственно из фильмов. 

Сенсорное управление удобное, есть выключаемая опция автоматической стрельбы, которая позволяет открыть огонь, как только враг окажется в вашем прицеле. Стоит учитывать, что оружию требуется время на перезарядку, и автострельба может опустошить магазин в самый неподходящий момент.

Я также попробовал сыграть несколько матчей на геймпаде Dualsense от PlayStation 5. Игра автоматически распознала геймпад — мне даже не пришлось лезть в меню, чтобы выбрать модель геймпада в настройках игры, хотя и такая функция имеется. Играя с геймпада, я ощущал Star Wars: Hunters как полноценный большой релиз, которому разве что не хватает «мобильности» (ха-ха) и масштаба. Под мобильностью я имею ввиду маневренность и скорость перемещения персонажей — она ограничена в угоду тому, что игра выпущена для смартфонов и Nintendo Switch, а «старшие» платформы обошла стороной.

За время знакомства с игрой, я не встретил ни багов, ни артефактов или зависаний, вылетов и прочих «прелестей» также не обнаружено. Единственная «неисправность», встреченная мной заключалась в том, что порой локация на Мос-Эспе отображалась то с русским, то с английским названием.

В остальном, игра имеет полную текстовую локализацию на русский язык. Проект недоступен для загрузки в российском регионе, но кто ищет, тот всегда найдёт.

Единственный ужасный элемент здесь — интерфейс в главном меню. Он максимально перегружен различными кнопочками, вкладками, всё сверкает, сияет, выскакивает. Для чего? А чтобы запутать и вытянуть хотя бы доллар из доверчивого игрока.

Тёмная сторона Zynga

О монетизации в Star Wars: Hunters можно говорить бесконечно. Она является главной причиной, по которой я не могу однозначно сказать, что это хороший мобильный шутер — мне хочется взять и жахнуть Звездой Смерти по головному офису Zynga. 

Монетизация в Hunters — тёмная сущность, пропитанная ненавистью к игроку. Она буквально задалбывает тебя уведомлениями и рекламными баннерами. Стоит выйти из игры, как Hunters начнёт каждые полчаса напоминать, чтобы ты вернулся и забрал какую-то награду, а то несметные сокровища сгорят в адском пламени.

Не хочешь тратить время на разблокировку персонажа? Пожалуйста, приобрети его за 1000 кристаллов (10$). Получил немного опыта для открытия героя? «Смотри — скидка! Теперь ты можешь купить его всего за 800 алмазов…а теперь за 700…ну возьми, за 500 отдам! Ну пожалуйста-а!». Подобное может происходить после каждого матча. При этом за 9$ можно приобрести целый набор из персонажа и косметики к нему, но в меню персонажа об этом тактично умалчивают. «А ещё у нас есть боевой пропуск! В нём ты можешь получить нового героя — мандалорца Аран Тала! Торопись, пока он не пропал!».

Всё верно. Одного из 13 персонажей можно получить только из боевого пропуска. Сейчас баланс в игре выстроен хорошо, и он не является самым сильным персонажем, однако его механики кажутся немного интереснее, чем у других (мне удалось поиграть им в одном из «событий»). Зная, насколько агрессивная монетизация может быть в проектах от Zynga, я опасаюсь за дальнейшую судьбу проекта. 

Глобальный запуск только начался и нужно как-то привлекать аудиторию. Возможно, после окончания сезона Аран Тала можно будет открыть, как и предыдущих героев — пока об этом нет никакой информации. Но что помешает в дальнейшем выпускать персонажей, которые будут однозначно сильнее уже существующих, и запирать их в рамках боевого пропуска? 

О наличии в игре боевого пропуска невозможно забыть. В качестве издёвки, то и дело приходит уведомление, что разработчики «сами еле сдерживаются от того, чтобы не купить боевой пропуск!». Боже, какой стыд. Боевой пропуск стоит 10$ и содержит в себе 100 уровней, полных всяческих ресурсов, «скинчиков» на оружие и героев, а также иконок, стикеров и поз для персонажей. При этом «премиальные» облики в большинстве своём безыдейные или просто нелепые. 

Вот вам пример: мне говорят, что это «очень выгодный» набор из облика оружия и персонажа — всего 2005 кристаллов (20$). Давайте сравним его с обликом, который я получил за прокачку персонажа до 4 уровня, для достижения которого необходимо сыграть буквально несколько матчей. Хотя в большинстве своём бесплатные «скинчики» также являются перекрашенными модельками, но некоторые серьёзно меняют облик персонажа. 

Костюмчик за 20$

Костюмчик за 0$

В общем, для того, чтобы разобраться куда лучше нести свои денежки, необходим «проводник по микротразакциям» — монетизация в игре построена по принципу «конфузополи», когда из тебя не только хотят вытянуть пару лишних долларов, но и откровенно пытаются одурачить. Монетизация в игре абсолютно убогая и ненужная и только мешает получать удовольствие от игры своей назойливостью. Мне кажется, что я не перечислил и половины механизмов, которыми из вас пытаются выдоить лишние парочку «баксов». Но, хочется верить, что суть донесена.

Diagnosis

Игра мне понравилась. В ней увлекательно проводить время, изучать новых героев и арены. Она местами архаична и слишком проста, но при этом исполнена безупречно, как по учебнику, и способна приносить то самое удовольствие от соревновательных игр, за которое их и любят.

К сожалению, главу о манипулятивных техниках разработчики не пропустили. Даже от запуска игры до просмотра статистики сыгранного матча уходит всего от 7 до 10 минут. Но меня это не слишком радует — я думаю о том, что это умышленное дизайнерское решение, дабы претендовать на каждую минуту вашего свободного времени. Игра пытается казаться хорошей, ведь она предлагает тебе получить концентрированный PVP-опыт всего за 10 проведённых в ней минут. Однако за этой доброжелательной улыбкой скрывается убийца времени и кошельков, ведь чтобы прокачать любимому герою все способности, уйдёт не один десяток долларов или часов, а что для вас важнее — решайте сами.

Я не буду удалять Star Wars: Hunters со своего устройства после завершения обзора и ещё понаблюдаю за состоянием «пациента». Мне интересно, каким образом Zynga планирует развивать проект дальше, и насколько агрессивней станет монетизация после первой волны интереса. Я надеюсь, что развитие игры не пустят на самотёк и для неё будут выходить регулярные обновления с новыми картами, режимами и персонажами.

Как игра — это одно из лучших предложений в жанре среди мобильных проектов, но как продукт — это отвратительная манипулятивная «помойка», которая вновь не смогла угнаться за трендами. Мне очень жаль, что подобный проект доверили одному из самых жадных разработчиков мобильных игр, но подробнее об этом мы поговорим в «Бонус» секции, которую вы можете разблокировать бесплатно(ха-ха), пролистав ниже.

Pros

  • Вселенная «Звёздных Войн»
  • Быстрые матчи
  • Отличная оптимизация
  • Хороший баланс персонажей
  • Концентрированный и увлекательный игровой процесс

Cons

  • Монетизация
  • Мало арен
  • Прокачка персонажа не даёт ощутимых бонусов
  • Затянутый гринд
  • Нельзя выставить приоритет режимов и карт или выбрать их вручную

Эпизод II. Бонус. «Давным-давно в далёкой-далёкой галактике…»

Компания Zynga за долгие годы работы на мобильном рынке зарекомендовала себя как опытного издателя-разработчика. В её истории есть и взлёты, и падения, а портфолио полнится как собственными наработками, так и играми по популярным франшизам, вроде «Гарри Поттера» и «Игры престолов». 

История Star Wars Hunters берёт своё начало давным-давно в далёком-далёком 2018 году, когда компания Zynga заключила деловое партнёрство со студией Disney. Выступая подрядчиком, мобильный разработчик должен был выпустить карточную игру по мотивам «Звёздных Войн» — в то время казалось, что этот жанр переживает свой «золотой век» и проект обречён на успех. Ответственной за разработку назначили дочернюю студию Zynga — NaturalMotion.

К началу разработки NaturalMotion пребывала в отвратительном состоянии: успех серии гоночных симуляторов CSR не уберёг студию от дальнейшего провала. Дело в том, что в работе у студии находилась стратегия Dawn of Titans — проект долгое время пребывал в раннем доступе и едва ли поспевал за трендами игрового рынка. Как итог, глобальный запуск в конце 2016 года обернулся полным провалом. Проект обрёл свою преданную аудиторию, но совершенно не справился с главной задачей мобильной «доилки» — с генерацией прибыли и стабильного притока «свежей крови». По началу игру пытались реанимировать, но в итоге подключили к виртуальному «аппарату жизнеобеспечения» и оставили доживать свой век.

Всё это привело к тому, что по NaturalMotion прокатилась волна сокращений, а офис в Оксфорде был и вовсе закрыт. И всё же, студия получила ещё один шанс и имя ему — Star Wars: Hunters. Понимая, что тренды вновь ускользают сквозь пальцы, первоначальная концепция подверглась пересмотру и было принято решение разрабатывать геройский шутер, ведь тогда звезда Overwatch ещё не успела закатиться, Paladins обретали свою нишу, Fortnite гремел на весь интернет, а на подходе уже была Apex Legends от Electronic Arts.

Star Wars: Hunters анонсировали в рамках презентации Nintendo Direct в 2021 году. Предполагалось, что проект выйдет в том же году на Nintendo Switch, Android и iOS. Но этого не случилось ни в этом, ни в следующем году…Однако состоялся так называемый «мягкий запуск» — аналог раннего доступа для стран Юго-Восточной Азии и Австралии. Тем не менее, в 2022 году объявили о том, что глобальный релиз вновь переносится на 2023 год и, как вы уже знаете, даже тогда игра не вышла в релиз. 

Разработчики оправдывали переносы тем, что игру необходимо как следует «отполировать» и наполнить контентом прежде, чем выпускать глобальную версию. Команда хотела добавить больше новых классов, боевых арен и других улучшений, основываясь на отзывах игроков в раннем доступе. А тем временем, популярность «геройских шутеров» сходила на нет. Неужели Star Wars Hunters постигла та же участь, что и Dawn of Titans? Конечно же, нет. Потому что дела обстоят ещё хуже.

В какой-то момент над игрой трудилось более 300 человек в трёх офисах по всему миру,  и я честно не понимаю, чем они занимались. За два с половиной года «раннего доступа» в игру добавили всего пять персонажей и, кажется четыре карты, и несколько игровых режимов. Зато «навернули» обильное количество монетизации, но при этом наполнение местного донатного магазина — максимально бездарное.

Создание игры по любимой миллионами людей франшизе — это всегда огромное давление на команду разработчиков. Это обусловлено тем, что ожидания фанатов неизбежно сталкиваются с ожиданиями лицензиата и заказчика, в нашем случае Zynga и Disney/Lucasfilm. Только вот за последние годы бренд «Звёздных Войн» стал невероятно токсичным, и свежие анонсы редко находят отклик у преданных фанатов космической саги. Вольное обращение с каноном и засилье пресловутой «повестки» во главе с сильными женскими персонажами изрядно утомили аудиторию. 

Как итог, 4 июня состоялся глобальный запуск и тишина. Об игре никто не говорит, почти никто не пишет, кроме узкопрофильных СМИ. Если мы отправимся исследовать Google Trends, то увидим, что интерес к Squad Busters в два раза превышает интерес к Star Wars: Hunters, несмотря на «вес» медиафраншизы «Звёздных войн». Только это не отражает реальную ситуацию. 

После запуска 29 мая Squad Busters стала игрой №1 по количеству загрузок в App Store в 156 странах. А SW: Hunters за два дня после релиза едва влезла в ТОП-10 по загрузкам, среди 9 стран мира. А первое место удалось взять только в США, Канаде и Великобритании, но продлилось господство недолго. Сейчас все графики с метриками проекта стремительно движутся вниз.

Популярность Overwatch сейчас также находится на своём историческом минимуме, а любой анонс свежего клона игры вызывает лишь недоверчивые ухмылки в сообществе геймеров (привет, Concord). Масло в огонь релиза Hunters подливает и провальный релиз сериала «Звёздные войны: Аколит», получивший 23% от пользователей на Rotten Tomatoes.

Сейчас всё выглядит так, что проект повторит судьбу Dawn of Titans — его развитие пустят на самотёк, а затем прикроют. Лично мне кажется, что на самотёк Hunters уже пустили сразу после «мягкого запуска». За два с половиной года игра прошла слишком маленький путь. Назвать столь ничтожный прогресс развитием — я не могу. Star Wars: Hunters была в разработке чудовищные, по меркам мобильных проектов, шесть лет и её поезд давно ушел.

***

Все изображения принадлежат Zynga // NaturalMotion // Disney // LucasFilm