Необходимость обсудить с пациентами важность предоставления точной и правдивой информации о своем здоровье назревала давно. Однако недавняя ситуация в одной из московских стоматологических клиник делает этот разговор срочным, так как последствия могут оказаться трагическими.
В клинику обратился пациент с целью лечения и улучшения своего стоматологического статуса здоровья. В ходе консультаций был согласован комплексный план лечения на достаточно продолжительный период времени. Первым этапом была хирургическая подготовка, а именно удаление разрушенных зубов. Поскольку для операции требовалось большое количество времени, пациентом было принято решение проводить лечение в условиях общего обезболивания, но к лечению врач не смог приступить.
С пациентом после консультации врачей-стоматологов и врача-анестезиолога, предварительно обсудили все за и против, выдали направление на дополнительные исследования, а также более подробно задали уточняющие вопросы по заполненной анкете здоровья. В анкете, в свою очередь, пациент отметил, что не имеет никаких патологий и не предъявлял жалоб со стороны других органов и систем. Результаты исследований крови и сердца не выявили у пациента наличие сопутствующих заболеваний и противопоказаний к проведению общего обезболивания, поэтому был назначен день операции.
Однако стоит отметить важность того, что если бы в ходе беседы пациент предоставил полную информацию о своем состоянии здоровья или хотя бы упомянул о своих хронических заболеваниях, которые казались незначительными, но потенциально могли повлиять на его общее состояние во время манипуляций, то все прошло бы успешно. В итоге еще на этапе ввода в наркоз возникли осложнения: врачами было диагностировано неотложное состояние, были проведены все необходимые меры в соответствии с протоколом. Также сразу была вызвана скорая помощь на подмогу, которая, прибыв на место и оценив ситуацию, отметила, что в наличии есть все необходимые медикаменты и инструменты для полноценной работы, и вызвала себе коллег с высокотехнологичными оборудованием, что позволило транспортировать пациента в НИИ Склифосовского. И даже все эти меры, которые продолжились в НИИ Склифосовского, не позволили спасти пациента.
Важно сообщать полную и достоверную информацию Сложившуюся ситуацию прокомментировала главный врач клиники ООО «ДЕНТАЛ-ВИП», в которой и произошел несчастный случай, Марьям Пенджиева.
«Хочется призвать пациентов более серьезно и ответственно относиться к своему здоровью и предоставлению информации при посещении врачей. А также обращать внимание на то, что вам может показаться давно не проявляющейся проблемой, что незначительные, редко появляющиеся жалобы и симптомы не имеют значения, или хроническое заболевание в стадии ремиссии, уже не могут дать о себе знать. Квалифицированный врач всегда задаст уточняющие вопросы и порой расширит список дополнительных анализов для обеспечения безопасности вашего лечения. Трагедии удалось бы избежать, если бы пациент в предварительной беседе с врачом-стоматологом, врачом-анестезиологом упомянул об этих изменениях. И самое главное — анкета о состоянии здоровья. Не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые интересующие вас вопросы и давать самую полную информацию о себе, она будет использована только во благо», — отметила она.
В данном случае юристы говорят то же самое, что и врачи. Так, адвокат адвокатского бюро города Москвы «Михайлов и Партнеры» Алексей Поляков прокомментировал ситуацию.
«Смертельный случай в учреждениях здравоохранения не редкость, в том числе и при оказании безобидной, на первый взгляд, стоматологической помощи. Первое и основное, что надлежит помнить пациенту, — это сообщать достоверную информацию о состоянии своего здоровья, о наличии иных заболеваний, а не только хронических, наличии аллергии на лекарственные препараты и предметы», — подчеркнул Поляков.
«Надо помнить, что врач не несет ответственности за непредоставление достоверной информации о состоянии здоровья со стороны пациента. По каждому случаю проводится судебно-медицинская экспертиза, экспертная комиссия анализирует соблюдение порядка оказания медицинской помощи пациенту, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанных и утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 76 ФЗ-323, результаты которой могут быть не в пользу пациента из-за предоставленной недостоверной информации перед началом осуществления лечения», — пояснил юрист.
Можно ли избежать трагедии, позвав на помощь «Скорую»? Как мы знаем, в описанном случае вызов «Скорой помощи» (даже двух карет!) не помог спасти человека.
«Оперативный приезд скорой помощи к пациенту после вызова — большое достижения здравоохранения Москвы и реальная помощь пациенту. Мало в какой стране в мегаполисе с огромными пробками возможен такой результат, — рассказала доктор медицинских наук, профессор, анестезиолог-реаниматолог с многолетним стажем Ирина Бобринская. — Станция скорой и неотложной помощи имени А. С. Пучкова — крупнейшая в Москве медицинская организация, на станции работают более 10 тысяч человек. Главным медицинским учреждением для экстренных случаев остается НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, его врачи оказывают экстренную и неотложную медицинскую помощь десяткам тысячам больных».
Смерть близкого человека — всегда трагедия для родных, близких и самого человека. Обидно, когда предотвратить несчастье можно было и это было не сделано из-за нескольких несказанных слов о своем состоянии и об имеющихся проблемах со здоровьем.