Скончался музыкальный руководитель «Ленкома» Сергей Рудницкий

В возрасте 68 лет скончался музыкальный руководитель Театра «Ленком Марка Захарова» Сергей Рудницкий.

Скончался музыкальный руководитель
© Российская Газета

Как сообщает Telegram-канал театра, композитор, аранжировщик, народный артист России в течение 50 лет служил «Ленкому».

«Яркий музыкант, бессменный участник многих спектаклей, друг и учитель, он навсегда останется в наших сердцах и в истории любимого театра», — говорится в сообщении «Ленкома».

Знаменитый музыкант, участвовавший в подготовке и записи первых советских рок-опер 70-х: «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» и «Юнона и Авось». О, это были славные времена первых экспериментов замечательного режиссера Марка Захарова. Теперь так не рисуют, экономят, боятся выходить за рамки традиций и экономии. А вот Марк Анатольевич, наоборот всегда любил и умел экспериментировать.

Впервые именно в его спектаклях «Тилль», «Автоград-ХХ» полноправное участие стала принимать и рок-группа «Аракс». Драматические актеры играли свои роли, а музыканты — свои: исполняли зонги, выдавали инструментальные партии, иногда даже вмешивались репликами в сюжет. И одним из главных аранжировщиков, вдохновителей рокеров из «Аракса» был как раз Сергей Рудницкий.

Изначально он, впервые появившись в Театре Ленком в 19 лет, играл в его спектаклях только на органе, пианино или других клавишных инструментах. Но рокеры — люди не всегда дисциплинированные. Иногда кто-то из «Аракса» опаздывал на сцену, или выпивал в буфете, забыв, что пора уже брать в руки свой инструмент. И Рудницкий — человек по своей природе дружелюбный, выучился играть и на гитаре, других инструментах. И когда кого-то не досчитывался на сцене, играл за него. А то ведь Марк Захаров мог заметить прогульщика и запросто выгнать с работы. Но Сергей Рудницкий всех выручал, выручал… И даже не требовал за это повышенной зарплаты…

А потом его таланты оценил прославленные композиторы 70-80-х — Юрий Антонов, Александр Зацепин. И «Аракс» в свободное время играл уже с ними. А Рудницкий делал им аранжировки. И опять прикрывал коллег по группе, когда они уезжали куда-то играть на «халтуру». И вытягивал саундтреки к спектаклям «Ленкома», порой, чуть ли ни в одиночку — с парой-тройкой коллег… Не злясь не на кого и не обижаясь.

«Аракс» меж тем играл все мощнее, исполнял и тяжелый рок, и хиты Uriah Heep, экспериментировал в арт-роке, предвосхитив успех англичан из квартета Azia. Этого группе не простили и в 1982 году «Аракс» со скандалом расформировали. После этого ни в какую филармонию уже не брали, денег не было, и Сергей Рудницкий несколько лет писал разную музыку, в том числе симфоническую, для кино.

Но очень уж он любил театр и семь лет спустя добился права возродить группу при «Ленкоме». Пусть уже под названием «Транс» и с новым солистом Николаем Парфенюком. И опять делал аранжировки, мирил музыкантов с администрацией театра, уговаривал никого не увольнять за «нарушения режима»…

В общей сложности Сергей Рудницкий отдал Театру «Ленком» полвека своей жизни. Ни у кого из рок-музыкантов не было ничего подобного.

А когда «Аракс» перестал существовать, Рудницкий начал писать уже не для группы, а для спектаклей Марка Захарова: «Шут Балакирев», «Чайка», «Варвар и еретик», «Пер Гюнт» и для относительно совсем недавнего — «День опричника».

Причем, «Женитьба», «Шут Балакирев» и «Юнона и Авось» (к которой Рудницкий делал аранжировку) — по-прежнему в репертуаре Театра Марка Захарова «Ленком», и собирают аншлаги…